После окончания 4-го курса весной 1973 года мы с Колей Р. распределились на летнюю преддипломную производственную практику, на кафедру рудной геофизики Свердловского горного института, в котором мы и обучались. Руководителем нашей практики был назначен некто Бакаев Владимир Павлович, аспирант кафедры. (С этого момента наши судьбы оказались переплетены на долгие 20 лет, хотя рассказ не об этом). Герои данной истории

Одно из первых, полученных нами заданий, было следующее. У кафедры, в 60-ти км от города, в п. Верхняя Сысерть имелась производственная база, где на постоянной стоянке находился автомобиль ЗИЛ-157. А место наших планируемых полевых работ находилось в районе г.Асбеста. И наш руководитель производственной практики, узнав, что пару месяцев назад мы с Колей стали обладателями водительских удостоверений категории В, решил, что теперь мы в состоянии перегнать ЗИЛ-157 в город Асбест. То, что категория В не позволяет управлять подобными автомобилями, Владимира Павловича не смущало.

Почему-то он не дал нам ни техталона, ни путевки. Либо не знал об этом, подобно нам, либо не захотел брать грех на душу.

Мы же, как два молодых жеребца били копытами горя желанием на отлично выполнить первое полученное задание. Следует отметить, что Коля управлял автомобилем, только во время подготовки к сдаче экзамена для получения водительского удостоверения. У меня опыт общения с автомобилями был побольше, но не намного. Однако это нас никоим образом не смущало.

Прибыв на базу в Верхней Сысерти, мы обнаружили, что в довершению ко всему у автомобиля отсутствует ключ зажигания и на переднюю панель выведены два проводка, которые необходимо либо скручивать между собой, либо наоборот разъединять.

Следующим и последним сюрпризом оказался "дохлый" аккумулятор, так что заводить Таракана (а автомобиль мы назвали именно так) пришлось только с помощью пусковой рукоятки. (Для тех, кто поленился сходить по ссылке, сообщу, что сзади у Таракана находилсь огромная будка с каротажной лебедкой. А ввиду отсутствия зеркала заднего вида, мы с Колей купили в местном сельмаге велосипедное зеркало и приспособили его на Таракан. Видно в него практически ничего не было, но для ГАИ, мы надеялись, сойдет)

Поездив для тренировки пару часов по окрестным лесным дорогам, мы решили совершить марш-бросок ночью (и транспорта меньше, и ГАИ спит, - размышляли мы), поэтому припарковавшись в лесочке мы решили часиков 5 вздремнуть перед дорогой. "Вздрем" оказался чисто символическим, - во- первых, спать не хотелось, а, во-вторых, кабина автомобиля не самое удобное место для спанья двоих взрослых парней.

Тем не менее, время Х (23 часа) пришло. Протяженность пути по нашим прикидкам составляла около 150 км (60+90), поэтому решили, что первую половину пути (75 км) еду я, а затем меня меняет Коля.

Помолившись и покрутив пусковой рукояткой, мы двинулись в путь. Таракан не доставлял больших неприятностей. Тихо пофыркивая и периодически делая "Пшшш" (спуская лишний воздух из тормозной системы), ЗИЛ, не торопясь (40-50 км/час) продвигался к конечной точке.

Я проехал уже большую часть своего пути, как случилось событие, из-за которого собственно и пишутся эти строки. На дороге было темно и пустынно. Коля тихо посапывал в своем углу, - сморило все-таки. Позади осталось с.Косулино, как на темной обочине я разглядел трактор Беларусь и фигуру мужичка с поднятой рукой рядом.

Повинуясь чувству дорожного братства, я остановился, вышел и разглядел в мужичке деда лет за 60, который был водителем упомянутого трактора, точнее, - трактористом. По его словам, он, закончив работу на какой-то ферме, честно возвращался в родную деревню Малые Брусяны, когда Беларусь, пару раз чихнув, отказался работать. Покрутив за пару часов, все, что можно было покрутить, дед не смог устранить неисправность и, будучи ужасно злым, не только на тракторное племя, но и на все совхозное начальство, решил податься, в конце концов, под бок к своей бабке, а за трактором вернуться завтра утром вместе с механиком. И не могли бы мы ускорить его продвижение к бабке, довезя оставшиеся 12 км в кабине своего автомобиля.

Всю свою речь, дед сопровождал истинно народными выражениями, которые я не могу здесь привести, но без которых мой вольный пересказ отличается от истинного, как отличается шашлык из костей, проданный Вам в придорожной забегаловке, от шашлыка, с любовью приготовленного Вами самими.

Выслушав эту цветастую тираду, я предложил более радикальное решение вопроса. Мы цепляем его Беларусь на буксир и потихоньку доставляем их обеих до конторы, а утром дед уже покажет всех кузькиных матерей и начальнику участка и механику. Мое предложение деду понравилось существенно больше и, спустя десяток минут, мы потихоньку продолжили движение. Ехать дед просил помедленнее, так как у трактора не работали фары, и он мог наблюдать дорожное полотно только в свете наших габаритов.

Все это время Коля мирно дремал на пассажирском сиденье. Стоило мне тронуться, видимо, повинуясь чувству долга, он вяло поинтересовался который час, сколько мы проехали и какого хрена стояли. Получив ответы, - первый час, 80 км, трактор подцепили, - Коля встрепенулся и сказал, что его очередь крутить рулем и нажимать педали, поэтому он требует немедленно уступить ему место водителя.

Особых возражений с моей стороны не поступило. Я вышел из кабины, поинтересовался у деда, как дела, сообщил ему, что у нас замена водителя и забрался в кабину с другой стороны. Коля пренебрег возможностью выйти на свежий воздух и просто перебрался с пассажирского места на водительское.

Предупредив его, чтоб он ехал потихоньку, так как сзади дед на тракторе болтается, которого надо в Малых Брусянах отцепить, я приткнулся в уголке и... моментально провалился в сон.

Проснулся я буквально через минуту. Дорога шла под гору и Коля разогнал Таракана до 70 км/час. На дорожном указателя высветилось "п.Режик".

- Километров 15 осталось, - гордо сообщил мне Коля.

- Деда нормально отцепил?, - в свою очередь спросил я.

- Какого деда????

- Как какого????? На тракторе!!!!!!

- Так ты не шутил?!?!?!

И Коля вдавил педаль тормоза до самого пола. ЗИЛ, скрипя всеми шестью колёсами, встал как вкопанный прямо посреди дороги. И тут же содрогнулся от глухого удара сзади.

Hosted by uCoz