АКПЭ-01
Производитель — НПФ Мета, Россия.
Стационарный анализатор паров этилового спирта, разработанный специально для наркологических кабинетов. Работает на основе метода инфракрасной спектроскопии. Очень удобен в обращении, достаточно точен и избирателен к алкоголю, позволяет документировать результаты анализа. Требует тщательной калибровки. Цена — $1250.
Инструментарий, с помощью которого медработники имеют право выносить вердикт о состоянии задержанного водителя, на сегодняшний день включает в себя 17 индикаторов и анализаторов паров алкоголя. К первой категории относятся трубки Контроль трезвости и Мохова-Шинкоренко (Россия), набор Спиратест (Венгрия), проба Раппопорта (Россия), приборы ППС-1, АГ-1200, ИПС-01 (Россия), Ensure и Drivesafe (Канада). Изменение окраски наполнителей или свечение контрольного светодиода этих индикаторов указывает на наличие паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Количественную же оценку принятого «на грудь» дают устройства второй группы: анализаторы АКПЭ-01 (Россия), Drager Alkotest моделей 7410 и 7410 MK11 (Германия), Lion Alkometer моделей S-D2, S-300 и S-400/S-400P (Великобритания), Alco-Sensor IV (США) и Alert J4X (Канада). Заметим, что этими и только этими приборами Минздрав России разрешает проводить «алкогольные» исследования, результаты которых попадают под юрисдикцию Кодекса об административных правонарушениях.
Тест наиболее распространенных алкотестеров мы проводили в лаборатории Научно-исследовательского института наркологии Минздрава РФ. Во-первых, мы хотели подтвердить или опровергнуть известное утверждение о том, что некоторые алкотестеры «обнаруживают» пары алкоголя в совершенно трезвом выдохе. Во-вторых, было интересно оценить разброс показаний приборов при оценке степени опьянения одного и того же выпившего человека. На третьем этапе оценивалась эргономика приборов, а на четвертом (когда «клиент» почти отрезвел) — способность приборов «отслеживать» порог 0,2—0,5 промилле, который законодатели предполагают выбрать в качестве максимально допустимого.
«Трезвая» продувка алкотестеров никаких сюрпризов не преподнесла: анализаторы показали нулевые значения алкогольного фона, индикаторы тоже не обнаружили ничего подозрительного. Можно начинать портить «выхлоп».
Сотрудник лаборатории, 57-летний мужчина весом 87 кг, залпом опустошает стакан водки (спиртовой эквивалент — 0,8—1,0 г чистого этанола на килограмм веса). Засекаем время.
Первая запись в протоколе испытаний, сделанная через час после употребления, вызвала легкое недоумение — разброс показаний алкотестеров составил 37%! Самый оптимистичный вердикт (0,66 промилле) вынес канадский Alert, а наиболее удручающие показания высветились на дисплее американского прибора Alco-Sensor IV — 1,10 промилле.
В течение последующих двух часов производим «продувку» с тридцатиминутными интервалами и выделяем группу приборов, чьи показания стабильны и наиболее логично соотносятся с данными хроматографического анализа слюны испытуемого. Это — английские алкотестеры Lion, «одумавшийся» Alco-Sensor IV и немецкий прибор Drager Alcotest 7410.
Через три часа после начала эксперимента канадский индикатор Ensure признал, что подопытный трезв. Еще через час похмельный «выхлоп» перестал распознавать прибор Drivesafe. Приборы Drager, Lion и Alco-Sensor IV держалась до последнего, высвечивая на своих дисплеях стабильные и вполне достоверные результаты. Эти устройства и впрямь довольно точно определяют количество этанола на «предельно малых высотах» — в диапазоне 0,2—0,5 промилле. Но главным сюрпризом этого теста стали показания трубок Контроль трезвости и прибора АГ-1200. Оба этих индикатора безошибочно отследили порог 0,2 промилле и показали очень высокую стабильность работы. Заметим, что это самые дешевые алкотестеры из всех участвовавших в тесте!
Несмотря на то, что в ходе нашего теста ни один из приборов не был уличен в даче заведомо ложных показаний, вероятность ошибки при медицинском освидетельствовании все же существует. Теоретически, она наиболее велика у полупроводниковых алкотестеров (АГ-1200, Ensure, Drivesafe и Alert J4X) и трубок Контроль трезвости — эти средства измерения могут среагировать на пары ацетона, бензина и фенола. Приборы с электрохимическими датчиками (Alkotest-7410, Lion Alkometer моделей S-D2, S-300, S-400/S-400P и Alco-Sensor IV) ошибаются значительно реже, ну а наиболее точным и совершенным мы признали российский прибор АКПЭ-01, работающий по принципу инфракрасной спектрометрии. Почему мы не включили его в группу лидеров? Вот тут-то и вскрывается самое интересное. Дело в том, что калибровка измерительной аппаратуры, используемой в медицинской практике, производится путем продувки прибора так называемой эталонной смесью. Именно по ней выставляется начальное значение концентрации паров алкоголя, от которого прибор будет «плясать» при последующих измерениях. У нас сложилось впечатление, что калибровка российского анализатора АКПЭ-01 и канадского прибора Alert была произведена неправильно — скорее всего, на «обедненной смеси». Отсюда и явное занижение показаний. Окажись настройка смещенной в другую сторону, приборы бы, наоборот, приписывали испытуемому несуществующие промилле. Отсюда — главный вопрос: где гарантии, что после принятия юридически узаконенной величины содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе вся аппаратура в медицинских учреждениях будет выставлена в честный «ноль»? Ответ на него очень хотелось бы получить до официального утверждения «алкогольной» поправки в КоАП.
(c)К. Сорокин, А. Котерев. Фото авторов
Кстати...
О пиве. В ходе этого теста нам удалось развеять миф об алкогольной
безобидности народного напитка. Авторы этого материала выпили натощак по
одной бутылке (0,5 л) светлого пива Балтика № 3, после чего восемь раз
через 15-минутные интервалы «продулись» на нескольких алкотестерах. Усредненные
значения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе приведены в таблице.
Еще раз обращаем внимание автолюбителей на то, что порог чувствительности
милицейских «трубочек» и алкотестеров составляет 0,2 промилле. Выводы делайте
сами.
|
||
. | К. Сорокин
(возраст — 33 г., вес — 78 кг) |
А. Котерев
(возраст — 23 г., вес — 96 кг) |
До употребления пива | 0 | 0 |
После употребления пива | ||
15 мин | 0,35 | 0,4 |
30 мин | 0,4 | 0,33 |
45 мин | 0,33 | 0,27 |
1 ч | 0,31 | 0,18 |
1 ч 15 мин | 0,23 | 0,16 |
1ч 30 мин | 0,19 | 0,13 |
1 ч 45 мин | 0,14 | 0,1 |
2 ч | 0,1 | 0,05 |
Все средства измерения, с помощью которых производится освидетельствование
водителей в медицинских учреждениях, подлежат периодической метрологической
поверке или отбраковке по сроку годности. Результаты экспертизы, проведенной
с помощью просроченных химических индикаторов, не поверенных анализаторов
или аппаратуры, не имеющей допуска Минздрава, могут быть легко обжалованы
в суде как не имеющие юридической силы.
|
|||||
. | АКПЭ-
01 |
Аlco-
Sensor IV |
Alcotest-
7410 |
Lion
Alco- S-400 |
Lion
Alco- S-300 |
До принятия алкоголя | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
После 1 часа | 0,67 | 1,10 | 1,04 | 0,87 | 0,89 |
После 1 часа 30 минут | 0,60 | 1,04 | 0,95 | 0,80 | 0,77 |
После 2 часов | 0,58 | 0,91 | 0,90 | 0,66 | 0,68 |
После 2 часов 30 мин | 0,49 | 0,80 | 0,77 | 0,60 | 0,53 |
После 3 часов | 0,42 | 0,64 | 0,66 | 0,46 | 0,46 |
После 3 часов 30 мин | 0,33 | 0,53 | 0,51 | 0,40 | 0,41 |
После 3 часов 45 мин | 0,31 | 0,48 | 0,49 | 0,34 | 0,34 |
После 4 часов | 0,27 | 0,42 | 0,32 | 0,27 | 0,26 |
После 4 часов 30 мин | 0,15 | 0,28 | 0,25 | 0,20 | 0,20 |
После 4 часов 45 мин | 0 | 0,18 | 0,17 | 0,12 | 0,12 |
* В промилле |
|
||||||
. | Alert
J4X |
Drive-
safe |
Ensure | АГ-
1200 |
Индикатор
Контроль трезвости |
Газохромато-
графический анализ слюны |
До принятия алкоголя | 0 | – | – | – | – | 0 |
После 1 часа | 0,66 | + | + | + | + | 0,69 |
После 1 часа 30 минут | 0,63 | + | + | + | + | 0,59 |
После 2 часов | 0,52 | + | + | + | + | . |
После 2 часов 30 мин | 0,46 | + | + | + | + | . |
После 3 часов | 0,36 | + | – | + | + | 0,30 |
После 3 часов 30 мин | 0,34 | + | – | + | + | . |
После 3 часов 45 мин | 0,31 | + | – | + | + | . |
После 4 часов | 0,24 | – | – | + | + | 0,16 |
После 4 часов 30 мин | 0,07 | – | – | + | ± | . |
После 4 часов 45 мин | 0 | – | – | – | – | . |
* В промилле |