Q: Где именно описаны требования к государственным номерным знакам (далее НЗ)?
A: В ГОСТ Р 50577-93 (далее ГОСТ). В нем регламентируются все данные по номерным знакам - шрифт букв, их цвет, цвет покрытия, толщина и т.д.
Q: У меня иностранная машина, в которой место под НЗ не предусмотрено - размер не совпадает с российским. Могу ли я повесить НЗ в другом месте?
A: "Регистрационные знаки (речь идет не о транзитах - мое) на легковых автомобилях должны устанавливаться по оси симметрии автомобиля. ...
Регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы.
Места установки знаков должны выбираться таким образом, чтобы исключалось их загораживание элементами конструкции транспортного
средства, самозагрязнение регистрационного знака при эксплуатации транспортного средства и затруднение его прочтения." (ГОСТ п. 4.13)
Больше никаких требований по установке нет - хоть на задний бампер цепляй.
Q: У меня праворульная машина, могу ли я знак "транзит" повесить слева? Дорогу ведь загораживает!
A: Согласно ГОСТ, регистрационный знак "транзит" может быть расположен ТОЛЬКО справа (ГОСТ 4.14)
Q: Как насчет прозрачных накладок на НЗ, защищающих его от осадков, царапин, повреждений?
A: Это нарушение ГОСТ п.4.15 - "Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами."
Q: У меня на месте для крепления номерного знака уже есть дырки, и они не совпадают с дырками в НЗ. Может просверлить в номерном знаке еще две дырки и прикрутить сквозь них?
A: Согласно ГОСТ п.4.15, "Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях".
Q: А рамки для их крепления хоть можно использовать?
A: Да, п.4.15 ГОСТ разрешает использовать рамки для крепления номерных знаков.
Q: Есть ли требования к качеству освещения заднего НЗ?
A: Да, есть - согласно п.4.16 ГОСТ требуется "чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем освещения знака транспортного средства."
Q: На какой срок службы рассчитан НЗ?
A: В зависимости от территории эксплуатации - 2 или 3 года (п.4.17 ГОСТ)
Q: Можно ли сделать НЗ самому?
A: ГОСТ накладывает следующие принципиальные ограничения на изготовление НЗ:
- 4.1. Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям и конструкторской документации, согласованным с Министерством внутренних дел Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке.
- 4.11. На оборотной стороне каждого регистрационного знака должен быть товарный знак предприятия - изготовителя. Товарный знак должен быть нестирающимся и четко различимым в течение не менее удвоенного гарантийного срока службы регистрационного знака.
То есть как минимум требуется зарегистрировать свой товарный знак.
Q: Как насчет защиты от подделок?
A: ГОСТом не регламентируется. п.4.10. говорит что "Регистрационные знаки _могут_ иметь элементы, защищающие их от подделки.". Все.
Q: Что вы все про ГОСТ - я на него чхать хотел, меня что, накажут за нарушение ГОСТ?
A: Именно так. Примечание к ст. 12.2 КОАП: "Государственный регистрационный знак признается нестандартным или нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта."
Q: Я тут езжу только с передним номерным знаком, а заднего у меня нет. Всем гаишникам я говорю, что ст. 12.2.2 КОАП предусматривает ответственность за управление без государственных знаков, а у меня ведь один знак висит. Это действительно так?
A: Во-первых, ГОСТ четко определяет, что номерных знаков на автомобиле должно быть ДВА. Следовательно, если он только один - значит номерные знаки на автомобиле установлены нестандартно, а за это предусмотрена ответственность ст. 12.2.1. Во-вторых, если дело дойдет до суда, то суд, опираясь на дух закона, может и 12.2.2 посчитать правомерным.
Q: Можно ли ездить с номерным знаком, соответствующим зарегистрированному в ГИБДД, и сделанным согласно ГОСТ, но не полученному в ГИБДД?
A: Вопрос неоднозначный. Я не нашел ни одного закона, явно запрещающего это, и ни одного закона явно разрешающего это. Могу предложить результат своего общения по этому поводу с четырьмя ГАИшниками. Выглядит это примерно так:
- Я заказал у коммерческой фирмы номерной знак. Он соответствует выданному в ГАИ, сделан по ГОСТ но он не выдан в ГАИ, и я это не отрицаю. Ваши действия?
- (ГАИ) ну это типа уголовная статья, подделка.
- (я) не проходит - нет изменения значимых реквизитов знака (см. комментарий к ст. 326 УК). Кроме того, это и не подделка - это изготовление дубликата.
- (ГАИ) ну в КОАП есть статья 12.2.3 - "управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками".
- (я) так знак-то не подложный, он в ГАИ зарегистрирован, в СР вписан, на нем имеется вся положенная по ГОСТ информация.
- (ГАИ) не, как он может быть настоящим? это же спецпродукция, она нами распределяется.
- (я) ну и что? справка-счет и транзиты тоже спецпродукция, а получают их тоже не в ГАИ, а у коммерческой фирмы.
- (ГАИ) ну, может это и так - но все равно задержу, не может такого быть.
- (я) а в протокол задержания что впишете-то?
- (ГАИ) ну мало ли, может у тебя аптечка или огнетушитель просрочены - короче найдем что-нибуть :)
короче, "сам дурак".
© Kaminsky