Позиция N2 "Ст.12.15-3 КоАП при повороте налево/развороте применима"
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
В.В. Похмелкину
Уважаемый Виктор Валерьевич !
Ваше обращение о практике применения сотрудниками Госавтоинспекции части 3 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс) рассмотрено.
Часть 3 статьи 12.15 Кодекса предусматривает административную ответственность за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения. Такой запрет содержится в пунктах 9.2, 9.3, а также 11.5 Правил дорожного движения (далее Правил).
В соответствии с пунктом 9.2 Правил на дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. При этом Правилами не оговаривается, при совершении какого маневра (обгона, объезда, поворота налево или разворота) осуществляется выезд на полосу встречного движения.
Часть 2 статьи 12.14 Кодекса устанавливает ответственность за разворот в местах, где он запрещен. Исчерпывающий перечень таких мест определен пунктом 8.11 Правил.
В связи с изложенным квалификация нарушения пункта 9.2 Правил по части 3 статьи 12.15 Кодекса представляется правомерной.
Заместитель Министра
А.А. Чекалин
Тема - поворот налево/разворот через линии разметки 1.1, 1.3.
Сразу скажу, что не считаю правонарушением, предусмотренным ст.12.15.3, выезд налево с прилегающей территории на дорогу с такой разметкой или при наличии знака 4.1.2, если при этом выполняются требования п.8.6 ПДД - здесь присутствует АПН, предусмотренное ст.12.16 КоАП РФ. Почему? Это тема отдельного разговора, пока достаточно того, что этот аспект пресловутой встречки я исключу из обзора.
Итак, классическая ситуация - наш автомобиль на дороге, имеющей четыре полосы для движения в обе стороны, разделенной линией 1.3 (как вариант - две полосы и линия 1.1 - в прошлый раз я попробовал обосновать, что для квалификации АПН большого значения тип разметки не имеет - выезд за любую из этих линий является нарушением Правил дорожного движения). Напомню, что статья 12.16 наказывает за нарушение разметки только в том случае, если это нарушение не предусмотрено другими статьями 12 главы КоАП РФ. Так сказать, приоритет специальной нормы над общей. Общей нормой, разумеется, в данном случае будет ст.12.16 КоАП.
Казалось бы, этот же приоритет должен применяться при разворотах, т.к. специальной нормой предусмотрена ответственность за нарушение правил разворота, и на это же ссылаются оппоненты: "…Типичный спорный случай - разворот через сплошную или поворот налево через нее же.
Если инспектор отметил в протоколе нарушение правил разворота или разворот в месте, где он запрещен, то это статьи КоАП 12.11.3 (разворот транспортного средства в технологических разрывах разделительной полосы на автомагистрали) или 12.14.2 (разворот в местах, где такой маневр запрещен)…". Однако это мнение применительно к развороту через линии 1.1, 1.3 мне кажется неверным, т.к. места, где разворот запрещен, исчерпывающе указаны в п.8.11 ПДД и п.3.19 Приложения 1, и именно за эти нарушения предусмотрена ответственность по ст.12.14.2 КоАП РФ. Запрет разворачиваться, как, впрочем, и поворачивать налево через сплошную линию разметки в Правилах отсутствует - пунктом 1.1 Приложения 2 запрещается выезд за пределы проезжей части, ограниченные сплошной линией, разделяющей потоки противоположных направлений, а пунктом 9.2 ПДД запрещается выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, т.е. за пределы, ограниченные линией 1.3. Таким образом, с ч.2. ст.12.14 все более-менее понятно - здесь она применяться не может.
Следующее утверждение оппонентов "…Главное, что необходимо помнить, - при развороте не происходит выезда на встречную полосу, ПДД рассматривают его как смену попутного движения на попутное же…" кажется мне весьма и весьма сомнительным. В первую очередь, потому что ничего подобного я в ПДД не обнаружил, где автор усмотрел такое определение разворота, в каком именно месте "ПДД рассматривают его", для меня загадка… Призвав на помощь толковый словарь и логику, может быть, и можно так рассуждать, но зачем же в таком случае ссылаться на ПДД? Для солидности и авторитетности?
Идем дальше: "…Дело в том, во всем тексте правил ситуации движения по направлениям строго делятся на две категории - когда можно утверждать, что машина направлена вдоль полосы, и когда этого утверждать нельзя. В первом случае стороны дороги называются "встречная" и "попутная", а во втором обе стороны называются "пересекаемые". При развороте, равно как и при повороте налево, водитель пересекает полосу движения, но не движется во встречном направлении…"
Вот. Именно здесь и наблюдаются основные разногласия. Я не буду рисовать траектории движения, и рассказывать про "угол пересечения разметки и расположение автомобиля относительно частей света", равно как не буду комментировать упражнения поклонников геометрии с "поперечными/пересекаемыми/перпендикулярными" полосами движения, не стану теоретизировать на тему "…а если развернуться в пределах своего направления и затем пересечь разметку…". Мне также не интересно спорить с тем, что "…при повороте/развороте нет встречного движения, а есть движение вбок…" - это не аргументы, а детский сад… Ни одно подобное утверждение не основано на нормах Правил, а подгоняется под желаемый результат с помощью сомнительной логики и передергивания. С чем действительно можно согласиться, так это с частью аргументации, действительно основанной на ПДД: Во всем тексте Правил стороны дороги называются: "для движения в данном направлении" и "для движения во встречном направлении" в различных вариациях. Есть еще в различных вариантах "пересекаемая проезжая часть". Это действительно истина. И она никак не зависит от того, "направлена ли машина вдоль полосы" или "когда этого утверждать нельзя"… Слово "пересекаемая" в тексте ПДД неразрывно связано с пересечением проезжих частей и перекрестками, в ином контексте употреблять это слово применительно к ПДД нельзя, т.е. при повороте вне перекрестка "пересекаемой" проезжей части быть не может по определению. Про "поперечные и перпендикулярные" направления я промолчу из соображений цензуры…
Что касается оставшихся двух понятий, то они определяют направление движение вне зависимости от расположения автомобиля, и тому в Правилах есть масса примеров.
П.8.5 ПДД: "Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…" Не нужно спешить с возражениями, типа: "Вот, ПЕРЕД разворотом, а не в момент разворота, когда направление меняется "с попутного на попутное"…" Есть и другие пункты.
П.8.8 ПДД: "При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления…" Опять не то? Нет слова "направление"? Поехали дальше.
П.13.4 ПДД: "При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо…"
П.13.12 ПДД: "При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо…"
Таким образом, выясняется, что ПРИ повороте и развороте, тем более - вне перекрестка, нет никаких "пересекаемых", полос, а есть очень даже четко обозначенное "встречное направление", при этом, таковым является даже то направление, которое после поворота нашего автомобиля налево становится попутным с ТС, повернувшим направо "со встречного направления"… В момент поворота/разворота есть только два направления - попутное и встречное, которые никак не зависят от положения автомобиля в данный момент, а определяются только направлением движения ДО поворота/разворота.
Разобравшись с "поперечными/пересекаемыми направлениями вбок", становится ясно, что при повороте/развороте выезд на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения, имеет место. Дальше - цитата из известного письма, против которой трудно что-либо возразить: "…При этом Правилами не оговаривается, при совершении какого маневра (обгона, объезда, поворота налево или разворота) осуществляется выезд на полосу встречного движения…" В связи с заданными условиями (наличие разметки) и ранее сделанным выводом насчет монопенисуальности типа разметки (1.1 или 1.3 - Правилами как при наличии одной, так и при наличии другой, выезд на встречку запрещен), учитывая все вышесказанное, можно говорить о запрете выезда на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения (движения во встречном направлении), при поворотах налево/разворотах, когда выезд запрещен установленным с помощью разметки режимом движения на данном участке.