Декларации и реальность. Правда о компенсациях…
Пешеходы на наших улицах и дорогах - самая незащищенная часть из всех участников дорожного движения. В первую очередь потому, что их не охраняют многочисленные системы безопасности, разрабатываемые автопроизводителями для защиты водителей и пассажиров транспортных средств. Кроме того, разве можно сравнивать повреждения, нанесенные в ДТП автомобилю и ущерб, причиненный здоровью, а иногда и жизни человека?
Поэтому вполне разумным и логичным шагом законодателя при разработке известного закона об ОСАГО стало стремление, если не защитить пешеходов, то хотя бы обеспечить им материальную компенсацию нанесенного в ДТП вреда. И до появления этого закона ответственность за вред, нанесенный здоровью пешеходов, у водителя наступала независимо от его вины в дорожно-транспортном происшествии - это общее правило гражданского законодательства, но возмещение вреда возможно только тогда, когда есть с кого такое возмещение требовать, т.е. известен причинитель вреда. Совершенно понятно, что когда водитель после ДТП скрывался и оставался неизвестным - компенсацию получить было невозможно.
Законодательство об обязательном страховании попробовало в этом плане помочь потерпевшим пешеходам. Разумеется, со страхованием впервые появившаяся норма имеет мало общего, скорее, не имеет вообще ничего общего, но в этом как раз и проявляется социальная направленность нового закона, в котором предусмотрены компенсационные выплаты в случае нанесения вреда жизни и здоровью потерпевших. Каждая страховая компания обязана по закону отчислять 2% собранных страховых премий в так называемый фонд компенсационных выплат, держателем и распорядителем которого является Российский Союз Автостраховщиков, куда входят все страховые компании, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Причем, глава III закона, регламентирующая такие выплаты вступила в силу на год позже, чем сам закон, именно с целью накопления фонда выплат. В каких же случаях производится возмещение из средств фонда?
1.В случае неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
2.В случае, когда ответственность причинителя вреда по каким-то причинам вообще оказалась незастрахованной.
Про второй случай поговорим в другой раз, сейчас нас интересует как раз вопрос неизвестности - т.е. как раз тот случай, когда водитель, сбив пешехода, скрылся с места происшествия. Теоретически (почему именно теоретически - об этом чуть позже) потерпевшему должны быть возмещены расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, должны компенсироваться утраченный заработок и расходы на подготовку к другой профессии, если произошла частичная потеря трудоспособности. Естественно, необходимость всех этих возможных других расходов, связанных с получением вреда в ДТП, должна быть подтверждена документально. Что для этого нужно?
Во-первых, обязательно должен быть зафиксирован сам факт дорожно-транспортного происшествия - в случае с пострадавшими сотрудники ДПС выезжают на место ДТП в обязательном порядке и оформляют все необходимые документы. Таким образом, получение справки о ДТП, предусмотренной Правилами ОСАГО, практической сложности не представляет. В этой справке должно быть зафиксировано, что потерпевшему нанесен вред неустановленным водителем - с иной формулировкой обращение в фонд выплат будет невозможным. Еще хочется обратить внимание, что выдать такую справку органы дознания ГИБДД должны даже в том случае, если очевидна вина самого пешехода в нарушении Правил дорожного движения, например, переход дороги в неустановленном для этого месте или на запрещающий сигнал светофора. Согласно законодательству, в возмещении вреда здоровью не может быть отказано, если не установлен прямой умысел потерпевшего такой вред получить. Думаю, совершенно очевидно, что, даже переходя улицу на красный свет, пешеход не имеет своей целью получение травм и увечий.
Во-вторых, необходимо заключение соответствующего медицинского учреждения с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза, периода нетрудоспособности. Естественно, полученный вред здоровью должен иметь причинно-следственную связь с дорожно-транспортным происшествием, и это тоже должно быть недвусмысленно зафиксировано и согласовано со справкой ГИБДД.
Все остальные документы для обращения в РСА, скорее всего, возможно получить уже после понесенных расходов - это чеки за лекарства, выписанные врачом в связи с полученными травмами, это заключение медико-социальной или судебно-медицинской экспертизы о степени утраты трудоспособности, это справка работодателя о размере заработка (дохода, пенсии, стипендии) потерпевшего за период, необходимый для исчисления возмещения, это иные документы, подтверждающие произведенные расходы. Подробнее с перечнем различных справок можно ознакомиться в п.п. 51, 55, 56 Правил ОСАГО.
Только собрав все необходимые документы (что само по себе должно приравниваться в наших условиях к подвигу), можно обращаться за выплатой из компенсационного фонда. Для этого в каждом субъекте Федерации существует региональное представительство Российского Союза Автостраховщиков, уполномоченное принимать заявления потерпевших и оформлять все документы. Как вариант, можно обратиться в любую страховую компанию, имеющую лицензию на ОСАГО, но важно знать, что сама страховая компания производить компенсационные выплаты может только по поручению РСА, и обращение в СК - это только лишь способ передачи документов в представительство РСА. В любом случае - обратился ли потерпевший в РСА или в страховую организацию, обязательно нужно получить подтверждение, когда, кем и какие документы переданы. Срок рассмотрения заявления потерпевшего составляет 15 дней, за это время должно быть принято решение о выплате или подготовлен мотивированный отказ.
Теперь к вопросу о теории и практике применения законодательства. Скоро исполнится год, как вступили в силу положения закона о компенсационных выплатах, за это время в компенсационном фонде скопились огромные суммы, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Что это означает - что у нас в стране нет пострадавших от скрывшихся водителей пешеходов? Статистика ГИБДД говорит совсем о другом… Нет желающих получать компенсацию? И это не так, обращаются многие - получают единицы…
Во-первых, и самое главное - компенсационными выплатами покрывается только тот вред, который не может быть восполнен в рамках получения бесплатной медицинской помощи. Учитывая, что практически любая помощь оказывается больному в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования, в которое нас всех добровольно-принудительно "вовлекли" несколько лет назад), доказать необходимость расходов на лечение - большая проблема. А доказать это придется именно потерпевшему, если он рассчитывает на получение страховой выплаты. Причем, относится это не только к компенсационным выплатам, но и к выплатам по ущербу здоровью, когда есть реальный ответчик в лице страховой компании. Разделение страховой суммы на две части - 160 тысяч рублей при нанесении вреда имуществу нескольких потерпевших(120 тыс. при одном потерпевшем) и 240 тысяч рублей при нанесении ущерба здоровью нескольких потерпевших(160 тыс. при одном потерпевшем) - откровенное лицемерие законодателей, и не более чем декларативное заявление о страховом покрытии в сумме 400 тысяч рублей. Если случаи выплаты полной суммы лимита при повреждении транспортных средств не так уж редки, то про выплату возмещения вреда здоровью практически ничего не известно. Про исчерпание установленного законодательством лимита в 240(160) тыс. рублей при существующей системе организации выплат говорить вообще не приходится. Тем более - при осуществлении компенсационных выплат. Пройти через все бюрократические препоны, расставленные, в первую очередь, самими страховщиками через законодателей и Правительство - нереально. Доказать, что потерпевшему необходимы, например, хорошие болеутоляющие средства вместо банального анальгина, вообще невозможно, а оплачивать вам, не дай Бог, что случится, будут именно анальгин…
Не потому ли старательно замалчивается статистика РСА о расходовании средств из компенсационных фондов? С учетом всего сказанного читателям можно пожелать только одного - будьте на дорогах предельно внимательны! Берегите себя, кроме вас самих, никто о вас не позаботится, несмотря на лозунги и декларации о защите прав потерпевших в ДТП…
По крайней мере, до тех пор, пока на вооружении у тех, кому законодательством предписано эту защиту осуществлять, основным девизом будет известное выражение "Экономика должна быть экономной!" В свете того, что все деньги компенсационных фондов (а это, напомню, более полумиллиарда рублей) находятся на депозитных счетах различных банков и приносят держателям этих фондов немалые прибыли, этот социалистический лозунг приобретает новый, вполне осязаемый, смысл…
Представительство РСА в Уральском федеральном округе:
Почтовый адрес: 620151, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 35, офис 315
телефон: (343) 371-50-00
факс: (343) 371-54-11
E-mail: rsa-urfo@mail.e-burg.ru
Руководитель: Никитин Александр Васильевич
Ведущий специалист: Самсыка Лариса Анатольевна
Ведущий специалист: Иваницкий Василий Леонидович
Ведущий специалист: Цыпулин Олег Валентинович
Координаты других представительств РСА можно посмотреть здесь:
© B.P.