Яму я не заметил. Машину неожиданно подбросило так, что я достал головой потолок, одновременно получив оторвавшимся зеркалом по шее. Сразу же потащило влево, я с трудом остановился. Выйдя из присевшей на левый бок машины, увидел, естественно, разорванное левое колесо на искореженном диске; со страхом посмотрел под передний бампер (я однажды уже разбивал коробку на другой машине) - к счастью, коробка цела, хотя и со следами удара, а вот кронштейну растяжки досталось здорово: он тоже ударился о край ямы. Открыл капот - как и следовало ожидать, у левой чашки трещина. Да, обойдется мне это рублей в 800!
Канава, которую я на мокрой от таявшего снега дороге не увидел (наверное, в свете фар встречной машины), оказалась шириной во всю улицу, длиной метра четыре и глубиной на выезде сантиметров 20! Дорожники перекопали, наспех засыпали песком - и все. Во время оттепели мокрый грунт просто растащили колеса машин. "Ох уж эти дорожники! Ни знаков, ни ограждений, ни освещения. Сами-то они как ездят?" - злился я, устанавливая запаску. Поехал и заметил: машину тянет влево. Колесо от удара сместилось назад примерно на сантиметр, стало задевать за подкрылок. К тому же рычаг переключения передач подвинулся назад - значит, сдвинут с места и весь силовой агрегат. Да тут тысячи на полторы! Ну уж нет, решил я, пусть расплачиваются за свое разгильдяйство дорожники. Сколько можно!
Поставил машину на место, где остановился с пробитым колесом, включил аварийку, установил это колесо обратно, запер машину и отправился звонить домой, чтобы узнали по справочной телефон ГАИ и вызвали инспектора. Была уже ночь, машин нет, ждать гаишников пришлось долго. Ну вот, наконец, и они - тоже при подъезде не миновали эту яму, хотя и на малом ходу. Разозлились и оформили все по полной программе, с понятыми и вызовом представителя дорожной службы (последнему, правда, не дозвонились - телефон не отвечал). Зарисовали схему, указали размеры ямы, внесли в протокол видимые повреждения машины - шины, диск, кронштейн растяжки, трещины у стакана, добавили, что возможны скрытые повреждения. Не забыли про отсутствие знаков и ограждений. Дали написать объяснение - ехал со скоростью около пятидесяти километров, яма была залита водой и не видна при свете фар встречных машин. Предупредили, что справку об аварии я получу в группе разбора, и оставили телефон
В первый же день неприятного ожидания этой справки при дневном свете я увидел еще одну трещину - в месте соединения левого лонжерона и переднего нижнего бруса, а также деформацию левого кронштейна силового агрегата (ВАЗ-2108). На третий день я, было, пришел за справкой, но мне сказали, что придется подождать - нужно разыскать дорожную службу, ответственную за эту раскопку, и взять объяснения у прораба (странно, а как же вызов дорожников в день ДТП - ведь тогда среди ночи искать не пришлось?). Пока инспектор разыскал адрес дорожников, пока вручили повестку прорабу, пока тот явился… инспектор уехал "по вызову" (это из группы разбора) прямо у меня перед носом. Так прошел почти месяц. Тем временем из коробки стало подтекать масло. Оказалось, что от удара место соединения картеров коробки и сцепления замято, хотя трещин не было. Помогла обработка этого стыка напильником и подтяжка гаек. Конечно, надо бы скорее все отремонтировать, но как же тогда будут оценивать ущерб?
Ну вот, наконец, справка в руках. В ней, кроме моих данных, указаны название строительной организации ("Мосфундаментстрой-3"), ее адрес и фамилия того самого прораба. То, что виновник ДТП этот "ямострой", не указано - инспектор заявил, что виновника определит суд, который затребует все материалы (зачем же тогда группа разбора? Разве не для разборов ДТП?).
Фирму для оценки искать не пришлось - рекламку крупной и недорогой конторы с множеством филиалов дали прямо там же, в ГАИ (кстати, в этом обычном районном отделении ГАИ был даже филиал Сбербанка!). Выбрал ближайший ко мне адрес, договорился о времени осмотра и вызвал представителя "Фундаментстроя" телеграммой с уведомлением согласно образцу фирмы. Но в пришедшем назавтра уведомлении говорилось, что телеграмма не вручена, "по указанному адресу такой организации нет"! Чтобы найти настоящий адрес, мне пришлось стать шпионом: изобразить подрядчика и в этой роли искать встреч с "ямостроем". Наконец, вот он, настоящий адрес! Договорился о новой дате осмотра и отправил очередную телеграмму (кстати, по тридцатке каждая
И вот оценка. Естественно, привез туда разорванное колесо. Как мы с экспертом и "рассчитывали", представитель "Фундаментстроя" не явился - выждав законные полчаса, начали без него. И немало удивились, когда подошедший вскоре мужчина угрюмого вида поинтересовался происходящим - оказалось, тот самый прораб. Через минуту подошел и директор.
Осмотр прошел спокойно, хотя прораб воспринимал меня как агента американских спецслужб, заброшенного в Россию, чтобы опорочить доброе имя их организации и его лично. Эксперт не стал учитывать такие дефекты, как, например, задребезжавший от удара резонатор, считая их необязательным следствием ДТП, зато нашел еще одну трещину и вмятину от удара полуосью сместившегося колеса о край своего окна и указал, что возможны еще скрытые дефекты, в случае обнаружения которых достаточно будет счета из автосервиса. Подписать акт дорожники отказались - что ж, их право. Эксперт объяснил, что его подписи и печати достаточно - фирма имеет официальную лицензию и несет за все ответственность. После моего скромного предположения относительно ущерба в полторы тысячи рублей новыми директор "Мосфундаментстроя-3" заметно повеселел и заверил, что все выплатит и ни в какой суд (о котором во время осмотра неоднократно напоминал эксперт, даже делал фотографии и выдал образец искового заявления) обращаться не надо! Радоваться рано, решил я, и попросил подождать результатов оценки.
Набежало, однако, 2700 рублей! Плюс стоимость оценки - 250 рублей, плюс телеграммы - итого 3000 с хвостиком. Ничего не попишешь - ремонт брызговика, согласно экспертным документам, требует снятия крыла и вообще на кузовные работы отводилось много времени. Директор "ямостроя" долго спорил, но спустя несколько дней все же дал согласие - выплатить по частям за пару недель, а первые полторы тысячи - хоть завтра. Долгожданное "завтра", несмотря на мои ежедневные звонки, наступило только через полторы недели, когда я принес секретарю официальную претензию, да и сумма пока оказалась тысячей наличными. Еще через неделю директор заявил, что вместо оговоренных 2700 "достаточно" будет и 2400, но после получаса препирательств решил все же "не нарушать конвенцию" - отдал еще 1400, а остальные 300, понятно, опять на завтра. Второе "завтра" растянулось уже на три недели
А теперь подсчитаем. Прямые материальные затраты составили: 370 руб. - шипованная шина, 100 - диск, 30 - монтаж, 50 - кронштейн растяжки, 50 - ремкомплект амортизатора и буфер сжатия, 90 - резонатор, 20 - крепеж резонатора и прокладки, 150 - подкрылки, 250 - сварка, 250 - оценка, 90 - телеграммы, итого - 1450 руб. Общие затраты времени на "оргвопросы": 10,6 часа на ремонт и еще часа четыре для снятия и переборки стойки и замены подкрылка. Главное же - затеянное мной мероприятие оправдалось не только морально, но и материально.
Да, можно сказать, что мне повезло - вполне могло дойти до суда. Впрочем, что тут страшного? Один знакомый, кстати, вместе с журналом "За рулем" вдохновивший меня добиваться возмещения ущерба, сам благополучно прошел и это. Он влетел в яму так, что его "шестерка" там и осталась, уткнувшись обоими погнувшимися лонжеронами в край раскопки. Выскочило ветровое стекло, образовалась складка на крыше. Увозила машину "техничка". Представитель дорожников явился и по вызову ГАИ, и на последующую оценку, но, тем не менее, объявил об отказе оплачивать ущерб. Оставалось подавать в суд. Поскольку дело беспроигрышное, был приглашен адвокат (за услуги которого потом дорожникам пришлось заплатить кругленькую сумму). Ходили туда четыре раза, на все ушло два месяца, за это время машину восстановили. После решения суда (разумеется, в пользу владельца) дорожники в течение недели-двух перевели ему по почте всю сумму. А если бы отказались, деньги сняли бы со счета принудительно - с юридическими лицами это легко. Вот так.
© Юрий ЕЛИСЕЕВ