Как известно, отношения между нарушителями Правил дорожного движения и государством регламентированы специальным законом - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который устанавливает размер административной ответственности за нарушения ПДД и определяет порядок привлечения к этой ответственности - от составления административного протокола до вынесения постановления по делу и уплаты штрафа. Очень часто от момента составления административного протокола до вынесения постановления проходит очень немного времени - ровно столько, сколько необходимо инспектору ДПС для того, чтобы заполнить пару типографских бланков формата А4. Но в отдельных случаях дело не ограничивается заполнением бланков протокола и постановления, и временные рамки производства по делу существенно расширяются. Возникает это, например, тогда, когда применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Что это такое? Это действия представителя власти, направленные, в первую очередь, на пресечение административного правонарушения, и, кроме того, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. Перечень мер обеспечения довольно большой, в этой статье мы остановимся на тех мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые применяются на дороге наиболее часто. Это всем известное изъятие водительского удостоверения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации
Меры обеспечения производства применяются для пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Рассмотрим отдельно каждую из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Изъятие водительского удостоверения
Инспектор ДПС, при составлении протокола за нарушение ПДД, влекущее лишение права управления транспортным средством, вправе изъять водительское удостоверение. Взамен водителю выдается временное разрешение, которое является действительным вплоть до вступления в законную силу постановления по делу. Поскольку во временном разрешении отсутствует фотография водителя, владельцу такого документа при управлении транспортным средством необходимо иметь при себе паспорт. В номере МотоГид ?18 '2004 был опубликован исчерпывающий перечень нарушений ПДД, за которые КоАП РФ установлено лишение права управления транспортными средствами.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Как известно, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии - это серьезное нарушение закона, и мера ответственности за такое нарушения адекватна: любителя выпивать за рулем ожидает перспектива ходить пешком в течение года. Для того, чтобы можно было однозначно установить, выпивал водитель перед поездкой или нет, необходимо заключение специалиста - врача-нарколога, имеющего соответствующую квалификацию, который и проводит освидетельствование на состояние опьянения. Для того, чтобы препроводить водителя в пункт освидетельствования, у инспектора ДПС должны быть достаточные основания полагать, что тот находится в состоянии алкогольного опьянения. Такими основаниями являются выраженное дрожание рук, неустойчивая поза, покраснение кожных покровов, нарушение речи, характерный запах изо рта. На вооружении милиции имеются и технические средства оперативного диагностирования опьянения, например трубки "контроль трезвости". Положительный тест на алкоголь с помощью технических средств, используемых милицией, также является достаточным основанием для направления водителя на освидетельствование, но и только: сам по себе положительный тест на алкоголь не является доказательством того, что водитель действительно находится в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению, технические средства тестирования на алкоголь несовершенны: вышеупомянутые трубки "контроль трезвости", например, могут давать положительный результат теста на алкоголь в случае, когда у человека кариес, при легкой форме некоторых простудных заболеваний. Однако, даже если водитель твердо знает, что он абсолютно трезв, отказываться от медицинского освидетельствования ему категорически не рекомендуется: статья 12.26 КоАП РФ устанавливает ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в виде штрафа от 10 до 20 МРОТ либо лишения права управления на срок 1 год. Хочу заметить, что недобросовестные сотрудники милиции частенько пользуются неосведомленностью водителей: видя уверенность водителя в том, что тот трезв, предлагают отказаться от освидетельствования, "чтобы не тратить время", и легковерный водитель даже готов сделать запись об отказе от освидетельствования в протоколе. Потом такой водитель получает повестку в суд, и очень удивляется, за что его хотят наказать, да еще так сурово. К моменту выхода этого номера журнала, должен вступить в силу закон, вносящий поправки в КоАП РФ именно в части ответственности водителей за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После вступления в силу этого закона, возможность ограничиться штрафом исчезает навсегда, а срок лишения права управления увеличивается с одного года до полутора-двух лет. При этом законодатель, видимо, не учел то, что водитель может и отказаться от освидетельствования, и за это нарушение административного закона ответственность не изменится. Все это может породить новую волну злоупотреблений со стороны "нечистых на руку" милиционеров - они будут предлагать отказ от прохождения освидетельствования с перспективой за некоторую плату "решить вопрос" штрафом в подразделении ГИБДД, начальник которого сохранил полномочия принимать решения о наказании водителя штрафом от 10 до 20 МРОТ по ст.12.26 КоАП РФ.
Итак, сотрудник милиции заподозрил водителя в "употреблении" за рулем, составил протокол о направлении на медицинское освидетельствование (это он должен сделать обязательно) и доставил водителя в пункт проведения медицинского освидетельствования. Что же должно происходить между водителем и врачом? На территории врача действуют уже медицинские правила, которым врач должен подчиняться. Действия врача регламентированы Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.07.2003 г. ?308, который вводит инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Изучая инструкцию, можно прийти к выводу, что освидетельствование заключается в изучении клинической картины опьянения, то есть внешнего состояния человека, и количественных показателей содержания алкоголя в крови, полученных с использованием технических средств и лабораторных методов исследования. Необходимо отметить, что технические средства измерения количества алкоголя в крови человека должны иметь свидетельства о поверке, выданные Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии. Отсутствие такого сертификата влечет потерю у показаний этих приборов статуса доказательства по делу об административном правонарушении. Кроме вопроса о наличии надлежащих документов на приборы, может встать и вопрос о добросовестности врача при оценке внешних факторов так называемой клинической картины. К сожалению, от ошибки никто не застрахован, и врачи - не исключение. Известны также и случаи сговора врачей с недобросовестными милиционерами, с целью поживиться деньгами перепугавшегося водителя.
Так как же быть водителю, который уверен в том, что он трезв, но которого врач признал лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения? Совет один: не теряя времени, добровольно пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в другом медицинском учреждении, имеющем лицензию на соответствующий вид деятельности и, в случае, когда результат такого освидетельствования - "трезв", предъявить заключение врача должностному лицу или судье, рассматривающему дело об административном правонарушении.
Задержание транспортного средства
Задержание транспортного средства с помещением его на специализированную охраняемую стоянку, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, производится в следующих случаях: когда водитель находится в состоянии алкогольного опьянения (при этом задержанию транспортного средства предшествует медицинское освидетельствование и вердикт врача "пьян", а ни в коем случае не наоборот), не имеет права управления либо не имеет при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующего вида, регистрационных документов на транспортное средство и (или) доверенности, дающей право управлять транспортным средством в отсутствие собственника, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если транспортное средство припарковано на проезжей части дороги с нарушением требований ПДД и создает помехи другим транспортным средствам либо стоит в тоннеле, в случае, когда на транспортном средстве неисправны рулевое управление и (или) тормозная система (в этом случае также запрещается эксплуатация транспортного средства, поэтому ситуацию с "нерабочими" тормозами и рулевым управлением мы рассмотрим в следующем разделе статьи).
Полномочия определять порядок задержания транспортных средств, в соответствии с КоАП РФ (который вступил в силу еще в 2002 году), были переданы Правительству РФ, в результате чего, с большим опозданием, 18.12.2003 г. появилось Постановление Правительства РФ ?759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации". Однако сами по себе эти Правила работать не могли: для того, чтобы должностные лица ГИБДД начали применять меру обеспечения, закрепленную в ст. 27.13 КоАП РФ, был необходим ведомственный приказ, устанавливающий формы документов о задержании транспортных средств и запрещении их эксплуатации, кроме того, требовалось внести изменения в Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД, и вот, совсем недавно, появился Приказ МВД РФ ?187 от 19.03.2004 г. "О реализации Постановления Правительства РФ?759 от 18.12.2003 г.". Таким образом, в настоящее время такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства, успешно применяется сотрудниками ГИБДД.
Для того, чтобы сотрудник милиции мог задержать транспортное средство, у водителя должна отсутствовать возможность устранить на месте причину задержания, о чем свидетельствует цитата из "Правил задержания транспортных средств...": "Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств". При этом, срок, в течение которого водитель вправе устранить причину задержания транспортного средства до собственно задержания, не регламентирован, из чего следует, что, если устранить причину задержания транспортного средства возможно в разумные сроки, - этой возможностью необходимо воспользоваться, заявив об этом сотруднику милиции, возбуждающему производство по делу об административном правонарушении. Например, трудно устранить причину задержания транспортного средства, если оно угнано, но если вы просто забыли дома документы на свой транспорт - у вас есть право эти документы предоставить, попросив по телефону родственников или друзей привезти их туда, где вы находитесь, устранив, таким образом, причину задержания. Если вопрос стоит об отсутствии у водителя водительского удостоверения - он вполне может обратиться за помощью к знакомому или родственнику, имеющему "права". При этом, чтобы не иметь проблем по поводу отсутствия страхового полиса ОСАГО на имя другого водителя, рекомендуется тут же, "на коленке", составить на его имя доверенность в простой письменной форме, в этом случае, в соответствии с ч.2 ст.4 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", новый владелец на основании доверенности имеет право управлять транспортным средством без полиса ОСАГО в течение пяти дней с момента выдачи доверенности. Если же в полисе ОСАГО на транспортное средство отсутствует ограничение круга лиц, допущенных к управлению, то оформления доверенности не потребуется. Хуже, когда водитель изначально владеет транспортным средством на основании доверенности - передоверие должно быть удостоверено нотариально.
Если ваше заявление о намерении устранить причину задержания вашего транспортного средства оставлено сотрудником милиции без внимания, вам обязательно следует указать это обстоятельство протоколе об административном правонарушении, в разделе, отведенном для объяснений. Кроме того, желательно заручиться поддержкой свидетелей, так как впоследствии и запись в протоколе, и показания свидетелей могут стать хорошим подспорьем в суде - каждый вправе обратиться в суд с иском о признании действий милиционеров неправомерными и взыскании ущерба, который может быть весьма значительным - ведь услуги "штрафстоянок", которые водитель не заказывал, весьма недешевы.
Напоследок, в этом разделе данной статьи хочется подробнее рассказать об одном из оснований для задержания транспортного средства - случай, когда у водителя отсутствует полис ОСАГО. Дело в том, что КоАП РФ однозначно разделяет такие составы, как отсутствие у водителя при себе полиса ОСАГО и неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности. В первом случае - полис ОСАГО существует, но водитель его не имеет при себе, и, в случае выявления такого правонарушения, транспортное средство может быть задержано, во втором - полиса не существует, поэтому водитель его при себе иметь не может, и в этом случае транспортное средство задержано быть не может - за такое правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 8 МРОТ и не предусмотрено каких-либо мер обеспечения.
Запрещение эксплуатации транспортного средства
Порядок запрещения эксплуатации транспортных средств регламентирован все тем же Постановлением Правительства РФ ?759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".
Запрещение эксплуатации транспортного средства применяется при неисправностях рулевого механизма или тормозной системы, а также при непройденном государственном техническом осмотре. О запрещении эксплуатации транспортного средства составляется протокол, номерные знаки при этом задерживаются до устранения причины запрета эксплуатации. После устранения причины запрета эксплуатации номерные знаки возвращаются владельцу.
Снимать номерные знаки водитель самостоятельно не обязан, и поэтому требование сотрудника ДПС о снятии номерных знаков водителем - незаконно, но, как показывает практика, лучше от снятия номеров не отказываться, если рядом нет пары свидетелей, а под рукой - фото- или видеокамеры: некоторые инспекторы ДПС отрывают номера с помощью монтировок, и в процессе такого "снятия номерных знаков" могут повредить ваше транспортное средство и сами номера.
Если пройти гостехосмотр можно и без "номеров", предъявив на станции протокол о запрещении эксплуатации, то отремонтировать рулевой механизм или тормозную систему на помещенном на специализированную стоянку транспортном средстве представляется весьма проблематичным, а выпуск транспортного средства с такой стоянки позволяется только после устранения неисправностей - получается замкнутый круг. Кроме того, не очень понятно, кто и каким образом в условиях "штрафстоянки" сможет установить факт исправности рулевого механизма и тормозной системы для того, чтобы принять решение о снятии запрета на эксплуатацию и устранении причин задержания. Это одна из очевидных дыр в нашем законодательстве: вопрос был недостаточно проработан Правительством, выработавшим "Правила задержания транспортных средств...".
Если запрещение эксплуатации по причине неисправности тормозов или рулевого - это все-таки экзотика, то ситуации с непройденным гостехосмотром - это, насколько мне известно, ежедневная практика инспектора ДПС. Хочется сразу отметить: отсутствие у водителя (либо укрепленного на транспортном средстве) талона ГТО - не доказательство того, что транспортное средство не прошло ГТО в срок, хотя многие инспекторы ДПС искренне считают, что отсутствие талона неопровержимо свидетельствуют о том, что ГТО не пройден. Более того - например, водителя мотоцикла не только никто не обязывал иметь при себе и предъявлять для проверки талон ГТО, как свидетельствует п. 2.1.1 ПДД, в котором талон ГТО не упоминается, но и укрепить-то его на мотоцикле вряд ли возможно, поэтому фигурирующее в п.2 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации" требование укреплять талон ГТО в правом нижнем углу ветрового стекла касается только автомобилей и автобусов.
Если, несмотря на ваши обоснованные доводы относительно того, что отсутствие талона ГТО не является доказательством непройденного ГТО, инспектор ДПС все-таки составляет протоколы об административном правонарушении и запрещении эксплуатации - вам следует заехать в подразделение, предъявить талон ГТО и потребовать как минимум извинений в комплекте с вашими "номерами". Лично я извинениями бы вряд ли удовлетворился - ведь малограмотный инспектор на дороге может принести немало вреда, материального - вынуждая ни в чем не повинных людей отпрашиваться с работы, терять время, деньги, стоять в очередях к инспекторам административной практики, и нематериального, но тоже, в итоге, ощутимого - умаления авторитета власти, ощущения незащищенности людей перед законом, что влияет на гражданскую позицию человека.
В заключение, хочу порекомендовать всем водителям ознакомиться с нормативными актами, упомянутыми в данной статье - их можно найти в сети интернет, а также в библиотеках и в продаже, ибо, если уж вы решили поспорить с инспектором - необходимо серьезно, не понаслышке, владеть вопросом.
Удачи на дорогах!