рассмотревв открытомсудебном заседании гражданское дело позаявлениюПилюгинойО.В.опризнаниичастичнонедействующимиабзаца 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации
от12августа1994 г. N938"Огосударственнойрегистрации автомототранспортныхсредств и других видов самоходной техники на территорииРоссийской Федерации",абзаца 5 пункта 2 и пункта 3.1
Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГосударственнойинспекциибезопасностидорожногодвиженияМинистерствавнутреннихделРоссийской Федерации,утвержденных
ПриказомМинистерствавнутреннихдел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59,
установил:
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. принято ПостановлениеN938"Огосударственнойрегистрации автомототранспортныхсредств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление).
Абзацем2пункта3Постановленияпредусмотрено,что собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учетавслучаеизмененияместарегистрациисобственника, утилизации(списания)транспортныхсредств,передзаключением договораопрекращенииправасобственностинатранспортные средствалибо при прекращении права собственности на транспортные средствавиномпредусмотренномзаконодательствомРоссийской Федерации порядке.
Аналогичныеположениясодержатсявпункте3.1Правил регистрацииавтомототранспортныхсредстви прицеповк нимв Государственнойинспекциибезопасностидорожногодвижения МинистерствавнутреннихделРоссийскойФедерации(далее -Правила),утвержденныхПриказомМинистерствавнутреннихдел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59.
Пилюгина О.В.обратилась в Верховный Суд Российской Федерациисзаявлениемопризнаниинедействующимиабзаца2 пункта3Постановленияипункта3.1Правилвчасти,обязывающей
собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета передзаключениемдоговорао прекращении права собственности на транспортныесредства либо при прекращении права собственности на транспортныесредствав иномпредусмотренномзаконодательством Российской Федерации порядке.
Такжезаявительницапросилапризнатьнедействующим абзац 5 пункта 2 Правил,предусматривающий, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекциии непринимаются к производству регистрационных действийтранспортныесредства,ранеезарегистрированныев подразделенияхГосавтоинспекциии неснятыес регистрационного учетапоместурегистрациив порядке,установленномданнымиПравилами.
Взаявленииуказано,чтозакрепленноев оспариваемых Постановлении и Правилах предписание о снятии с учета транспортных средствпередзаключениемдоговораобихотчуждении не имеет отношенияк безопасности дорожного движения и не дает возможности зарегистрировать и эксплуатировать транспортное средство,которое ПилюгинаО.В.приобрелавустановленномзакономпорядке, противоречитГражданскомукодексуРоссийскойФедерациии
Федеральному закону "О безопасности дорожного движения".
Всудебномзаседаниипредставительзаявительницы НазаренкоД.Ф.уточнилтребованияПилюгинойО.В.ипросил суд признать ПостановлениеиПравиланедействующимив части,обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета передзаключениемдоговорао прекращении права собственности на
транспортные средства. Представитель заявительницы пояснил, что на основанииоспариваемыхпредписанийнормативныхправовыхактов органы ГИБДД отказали Пилюгиной О.В. в государственной регистрации автомобиляВАЗ-2109,приобретенного5 мая2003 г.по договору купли-продажи,сославшисьнато,чтоавтомобильнебыл снят
прежнимсобственникомс учета.Темсамымоспариваемыенормы создаюттакиепрепятствия в реализации права собственности,при которых теряется цель и смысл совершенной ею сделки.
ПредставителиПравительстваРоссийскойФедерациии Министерства внутренних дел Российской Федерации Быченкова И.В.и ЗубриськийС.Г.,МинистерстваюстицииРоссийскойФедерации ОбушенкоЛ.А.требования заявительницы не признали,ссылаясь на то,чтооспариваемыееюпредписанияПостановленияи Правил
соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Выслушавобъясненияпредставителей лиц,участвующих в деле, допросив свидетеля Глинку С.Д.и изучив материалы дела,заслушав заключениепрокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.,полагавшей требования заявительницы удовлетворить частично, суднаходит,чтозаявлениеПилюгиной О.В.подлежит
частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Всоответствиис пунктами1 и2 статьи209ГражданскогокодексаРоссийскойФедерациисобственникупринадлежатправа владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправепосвоему усмотрению совершать в отношении принадлежащего емуимуществалюбыедействия,непротиворечащие закону и иным
правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы другихлиц,в том числе отчуждать свое имущество в собственность другимлицам,передаватьим,оставаясьсобственником,права владения,пользованияираспоряженияимуществом,отдавать имуществовзалогиобременятьегодругимиспособами, распоряжаться им иным образом.
Согласнопункту2статьи1 названногоКодексаграждане (физическиелица)и юридическиелица приобретают и осуществляют своигражданскиеправасвоейволейи всвоеминтересе.Они свободныв установлениисвоихправи обязанностейнаоснове договораи в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданскиеправамогутбытьограниченынаосновании федерального закона и только в той мере,в какой это необходимо в целяхзащитыосновконституционногостроя,нравственности, здоровья,прави законныхинтересовдругихлиц,обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ГражданскийкодексРоссийской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжениютранспортнымсредствомвслучаях,когдаэто транспортноесредствонеснято собственником с регистрационного учета в органах ГИБДД.
Отсутствуют в федеральном законодательстве и нормы о том,что уновогоприобретателятранспортногосредстваподоговору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.Следовательно,при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации:
право собственностиуприобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи,если иное не предусмотрено законом или договором.
Установивнормуо том,чтособственникииливладельцы транспортныхсредствобязаныснять их с учета перед заключением договораопрекращенииправасобственностинатранспортные средства, Правительство Российской Федерации фактически ограничило гражданскийобороттранспортных средств,что могло быть сделано
толькофедеральнымзаконом.Между тем,как уже отмечалось,ни ГражданскийкодексРоссийскойФедерации,ни другие федеральные законытакихограниченийнаоборотоспособностьтранспортных средствнесодержати не предоставляют права на их установление Правительству Российской Федерации.
Сдоводамипредставителейзаинтересованныхлиц о том,что такиеполномочия Правительству Российской Федерации предоставлены Федеральнымзаконом"Обезопасностидорожногодвижения",суд согласитьсянеможет,посколькуданныйЗаконнерегулирует отношения,связанныесвозникновениеми прекращениемправа собственности на транспортные средства.
Как следует из содержания части 3 статьи 15 Закона регистрация транспортныхсредствосуществляетсядлядопускатранспортных средствк участиюв дорожном движении.Регистрация транспортных средствбездокумента,удостоверяющегоегосоответствие установленнымтребованиямбезопасностидорожногодвижения, запрещается.
Собственниктранспортногосредства,приобретенногов соответствиис закономи отвечающегоустановленнымтребованиям безопасностидорожногодвижения,имеющий намерение использовать транспортноесредствов дорожномдвижении,должен обратиться в органыГИБДДдляегорегистрациии получениясоответствующих документов.
Приэтом Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"несодержитнорм,запрещающихдопусктранспортного средствак участиюв дорожномдвижениив случае,если прежний собственникиливладелецтранспортногосредстване снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности
на транспортное средство.
Снятие(илинеснятие)транспортногосредства с учета перед заключениемдоговорао прекращениинанего права собственности самопосебеневлияетнаобеспечение безопасности дорожного движениянатерриторииРоссийскойФедерации,тоестьна деятельность,направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Закона).
Кроме того,из преамбулы оспариваемого Постановления следует, чтоонопринято"вцеляхобеспеченияполнотыучета автомототранспортныхсредств и других видов самоходной техники на территорииРоссийскойФедерации",анев целяхобеспечения безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РоссийскойФедерации, установив,чтооспариваемыйнормативный правовой актили его часть противоречит федеральному закону либо другомунормативному правовому акту,имеющим большую юридическую силу,судпризнаетнормативныйправовойактнедействующим полностьюилив частисодня его принятия или иного указанного судом времени.
Сучетом вышеизложенного оспариваемое положение Постановления какнесоответствующеенормамГражданскогокодекса Российской ФедерациииФедеральногозакона"Обезопасностидорожного движения"подлежитпризнаниюнедействующимсоднявступлениярешения суда в законную силу.
Потакимжеоснованиямподлежитудовлетворению требованиезаявительницыобоспариваниипункта3.1Правил,содержащего предписание,тождественноетому,котороезакреплено в абзаце 2пункта 3 Постановления.
Вчастипризнаниянедействующимабзаца5 пункта2 Правил заявлениеПилюгинойО.В.удовлетворению не подлежит,поскольку данная норма самостоятельного значения не имеет,носит бланкетный характер, и при удовлетворении заявления об оспаривании пункта 3.1
Руководствуясь ст.ст.194 - 199,253 ГПК РФ, Верховный СудРоссийской Федерации
решил:
заявление Пилюгиной О.В. удовлетворить частично.
Признатьнедействующимиабзац2пункта3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г.N 938, в редакцииот21февраля2002г.N126,"Огосударственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техникинатерриторииРоссийскойФедерации" и пункт 3.1 Правил регистрацииавтомототранспортныхсредстви прицеповк нимв Государственнойинспекциибезопасностидорожногодвижения
МинистерствавнутреннихделРоссийской Федерации,утвержденных ПриказомМинистерствавнутреннихдел Российской Федерации от 27января2003г.N59,вчасти,обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договораопрекращенииправасобственностинатранспортные
Решениеможетбытьобжалованов Кассационнуюколлегию ВерховногоСудаРоссийской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.