|
|
Автомобильные проблемы |
Новый КоАП комментирует главный автоинспектор страны
Интервью журналу
«Коммерсант-Деньги»
Вопросы задавала Татьяна Гришина
|
|
Со времени вступления в силу нового КоАПа прошло две недели. Однако, ни у инспекторов ГАИ, ни у водителей, ни у страховщиков до сих пор нет ясности по поводу трактовки большинства положений Кодекса. Свое видение КоАПа высказал главный автоинспектор страны, руководитель ГИБДД (ГАИ) генерал-лейтенант Владимир ФЕДОРОВ в интервью корреспонденту "Денег" Татьяне ГРИШИНОЙ. - Согласно новому КоАПу инспектор ГАИ не определяет вину участника аварии. Вы считаете это правильным? - К сожалению, законодатель принял такое решение, в результате получился юридический нонсенс. Работник милиции, сотрудник дорожно-патрульной службы согласно Уголовному кодексу имеет право предъявить вину в уголовном преступлении. Там так и записано - дорожно-транспортное происшествие, которое случилось из-за несоблюдения правил дорожного движения и правил эксплуатации расследуется нами, мы же и определяем вину. А согласно новому кодексу вина участников ДТП, обошедшегося без жертв, устанавливается судом. - Именно из-за непредоставления сотрудниками ГАИ справок с указанием о виновности участника аварии страховщики все это время пребывали в панике. По их словам, без справки они не знали, как и кому им выплачивать возмещение по страховым случаям на дороге. - Наши отношения со страховщиками гораздо тоньше и длиннее всех этих скандалов с пресловутой формой №2 - справкой с указанием вины участника аварии. Еще в 1982 году МВД и Госстрахнадзор подписали соглашение о предоставлении формы №2. В отношении ГИБДД никаких указаний и нормативных актов об обязательном предоставлении этой формы не было. Мы понимали, что она нужна страховщикам и потому ее выдавали. В обмен тогда единый Госстрах финансировал наши мероприятия по предупредительной деятельности. С распадом системы Госстраха финансирование прекратилось. Но мы продолжали выдавать эти справки для страховщиков. Через год вступит в силу страховой закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев, и мы опять будем работать со страховщиками бок о бок. И мы будем настаивать на том, чтобы страховщики не просто зарабатывали деньги, а еще и отчисляли средства в резервный фонд на предупреждение ДТП. Возвращаясь к форме №2, я бы на месте страховщиков поддержал бы нас и просил бы законодателей внести изменения на этот счет в административный кодекс уже на осенней сессии. - До каких-либо изменений в КоАП Вам удалось со страховщиками договориться о дальнейшем взаимодействии? - Со стороны Всероссийского союза страховщиков никто к нам особого интереса не проявлял, не предлагал "давайте сядем, обсудим, как закон об обязательном страховании будет работать". После 1 июля в прессе появились сведения, что страховщики начали нам писать. РОСНО, например, направило нам письмо. Но я вам скажу, не видели мы никакого письма. С представителем "Ингосстраха" мы просто побеседовали у меня в кабинете. Говорили о том, что надо встречаться и что-то решать. На этом и остановились.
- Не только у страховщиков к тексту Кодекса накопились вопросы. Что стоит знать водителям? К примеру, теперь инспектор не имеет право изымать водительское удостоверение. Тем не менее, в КоАПе записано, что он может его "задержать". В чем разница-то? - Решение о лишении водительского удостоверения теперь может принять только суд. Инспектор их может задержать по десяти составам (управление в алкогольном состоянии, превышение скорости на величину более 60 км от установленной нормы и т.д.) до решения суда. В данном случае повального изъятия прав не будет. На руках у водителя остается временное разрешение на право управления транспортным средством. Суд принимает решение о взыскании или лишении прав. Мы контролируем исполнение взыскания.
- Инспектор имеет право брать деньги в качестве штрафа с водителя на месте? - Категорически нет! Любое появление денег между водителем и сотрудником Госавтоинспекции расценивается как взятка. Можно, конечно, потом отговориться, что водитель дал просто взаймы инспектору, но это уже сказки про белого бычка. Может показаться, что такое решение - дискриминация нашей службы, но мы сами просили ввести такую норму. - Какова тогда технология штрафа? - Любое нарушение фиксируется составлением протокола об административном правонарушении. Это очень подробный документ: "как нарушил, что, при каких обстоятельствах, сам кто такой?" Должен заметить, что составление протокола - "портянка длинная". С моим образованием написание протокола под дождем и еще при том, что нарушитель ругается, займет минут 15. Поэтому законодатель установил, что по 12 составам (незначительное нарушение скорости и проч.) действует упрощенный порядок - протокол не составляется. А выноситься сразу постановление по этому делу.
- А как Ваши службы узнают, что штраф оплачен? - Вот тут-то законодатель и забыл одну норму. Он не закрепил за гражданином обязанность поставить нас в известность о факте уплаты штрафа. И обязанности банков отчитываться о штрафах нам тоже нет. Получается, что мы выжидаем 30 дней, а потом наш инспектор вынужден все равно обращаться к судебным приставам. Судебный пристав приходит к вам и требует квитанцию. Если вы ее не сохранили, ничем не докажете, что оплатили штраф. И сражу накатаете жалобу на нашего инспектора, вот мол, паразит какой. - Получается, что можно не оплачивать штраф в банке, а дожидаться судебных приставов и оплатить взыскание на дому? - Получается так. И еще придется хранить квитанции об уплате штрафа по три года, как в советские времена хранили квитанции помесячной оплаты за телефон по три года. - А если водитель не согласен со своим нарушением? - Тогда прямо в протоколе следует пометить, с чем и почему вы не согласны. Должностное лицо, которое будет рассматривать факт нарушение, примет это во внимание. - Как можно пожаловаться на сотрудника ГАИ, если водитель не согласен с его действиями? - Это элементарно. Составляется жалоба на имя вышестоящего начальника. Этого начальника водитель выбирает сам – от командира взвода или старшего смены до министра. Новое по этому поводу в КоАПе заключается в следующем: если решение по жалобе уже принято, и оно не удовлетворяет жалобщика, раньше это был путь наверх - "пиши выше". Теперь такого нет. Нам запрещено рассматривать такие жалобы. Для нас это хорошо - не надо отстаивать честь мундира. Но наши люди к такому повороту не привыкли - им характерна извечная любовь к написанию жалоб, но не к хождению в суд. Так ведь и будут писать, дойдут до министра, президента. У меня вчера на приеме был один товарищ - до Конституционного суда дошел. - Согласно тексту Кодекса о нарушениях, на дороге, получается, что скрыться от инспектора ГАИ гораздо выгоднее, чем останавливаться по его требованию. У беглецов теперь права не будут отбирать, их всего-лишь штрафуют, если догонят, конечно. Это справедливо, на Ваш взгляд? - Мы пытались доказать нашим уважаемым законодателям, что это неправильно. По старому КоАП легче было сдаться. Что начнется сейчас? Нарушитель будет убегать, будет стрельба - Закон о милиции позволяет применять оружие, если пьяный водитель подвергает опасности жизни других людей.
- Ваша служба уже подготовила какие-то поправки в текст КоАПа? - 29 апреля мы отправили в Правительство поправки. Тогда их пропустили, в угоду принятия бюджета. Сейчас они заново согласованы с Минюстом и лежат в Правительстве. Но когда еще на них обратят внимания законодатели - трудно сказать. |