Статья 219. Основания прекращения производства по делу
Суд или судья прекращает производство по делу:
1) если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства;
2) если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора и возможность применения этого порядка утрачена;
3) если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения сторон;
4) если истец отказался от иска;
5) если стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
6) если состоялось решение товарищеского суда, принятое в пределах его компетенции, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
7) если между сторонами заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда;
8) если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства.
Статья 220. Порядок и последствия прекращения производства по делу
Производство по делу прекращается определением суда или судьи. Если производство прекращено вследствие неподведомственности дела судам, суд или судья обязан указать, в какой орган следует обратиться заявителю.
В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается
Статья 221. Основания оставления заявления без рассмотрения
Суд или судья оставляет заявление без рассмотрения:
1) если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела и возможность применения этого порядка не утрачена;
2) если заявление подано недееспособным лицом;
3) если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
4) если в производстве этого же или другого суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились без уважительных причин по вторичному вызову, а суд не считает возможным разрешить дело по имеющимся в деле материалам;
6) если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует разбирательства дела по существу.
Статья 222. Порядок и последствия оставления заявления без рассмотрения
Производство по делу в случаях оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда или судьи. В этом определении суд или судья обязан указать, как устранить перечисленные в статье 221 настоящего Кодекса обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.
После устранения условий, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке
Суд по ходатайству истца или ответчика отменяет свое определение об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 221 настоящего Кодекса, если стороны представят доказательства, подтверждающие уважительность причин отсутствия их в судебном заседании. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.
Статья 223. Вынесение определений
Постановление суда первой инстанции или судьи, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений.
Определения постановляются судом или судьей в совещательной комнате в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Кодекса.
При разрешении несложных вопросов суд или судья может вынести определение после совещания на месте, не удаляясь в совещательную комнату. Такое определение заносится в протокол судебного заседания. Определения оглашаются немедленно после их вынесения
Статья 224. Содержание определения
В определении должны быть указаны:
1) время и место вынесения определения;
2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания;
3) лица, участвующие в деле, и предмет спора;
4) вопрос, по которому выносится определение;
5) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался;
6) постановление суда;
7) порядок и срок обжалования определения.
Определение, которое выносится судом без удаления в совещательную комнату, должно содержать сведения, перечисленные в пунктах 4, 5 и 6 настоящей статьи.
Статья 225. Частные определения суда
Суд, обнаружив при рассмотрении гражданского дела нарушения законности или правил социалистического общежития отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки в работе государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, выносит частное определение и направляет его соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам или трудовым коллективам, которые обязаны сообщить суду о принятых ими мерах. Это сообщение должно быть сделано в месячный срок со дня получения копии частного определения.
Если при рассмотрении жалобы суд придет к выводу, что был нарушен установленный порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, имели место волокита, зажим критики, преследование за нее, а также иные нарушения законности, суд выносит частное определение и направляет его вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу. Указанное должностное лицо или орган обязаны в месячный срок сообщить суду о мерах, принятых по частному определению.
Если при рассмотрении гражданского дела либо жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан, суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору либо возбуждает уголовное дело.
На частное определение суда может быть принесен частный протест.
На частное определение суда о возбуждении уголовного дела может быть подана частная жалоба
Статья 226. Обязательность ведения протокола
О каждом судебном заседании суда первой инстанции, а также о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол.
Статья 227. Содержание протокола
Протокол судебного заседания или отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания, должен отражать все существенные моменты разбирательства дела или совершения отдельного процессуального действия.
В протоколе судебного заседания указываются:
1) год, месяц, число и место судебного заседания;
2) время начала и время окончания судебного заседания;
3) наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и секретарь судебного заседания;
4) наименование дела;
5) сведения о явке лиц, участвующих в деле, представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков;
6) сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и представителям их процессуальных прав и обязанностей;
7) распоряжения председательствующего и определения, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;
8) заявления лиц, участвующих в деле, и представителей;
9) объяснения лиц, участвующих в деле, и представителей, показания свидетелей, устные разъяснения экспертами своих заключений, данные осмотра вещественных и письменных доказательств;
10) заключения органов государственного управления и мнения общественных организаций и трудовых коллективов;
11) содержание судебных прений и заключения прокурора;
12) сведения об оглашении определений и решения;
13) сведения о разъяснении содержания решения, порядка и срока его обжалования
Статья 228. Составление протокола
Протоколы составляются секретарем в самом судебном заседании или при совершении отдельного процессуального действия вне заседания.
Лица, участвующие в деле, и представители вправе ходатайствовать о занесении в протокол обстоятельств, которые они считают существенными для дела.
Протокол должен быть изготовлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.
Протокол подписывается председательствующим и секретарем. Все изменения, поправки, добавления должны быть в протоколе оговорены.
Статья 229. Замечания на протокол
Лица, участвующие в деле, и представители вправе знакомиться с протоколом и в течение трех дней со дня его подписания могут подать письменные замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неправильности и неполноту.
Статья 230. Рассмотрение замечаний на протокол
Замечания на протокол рассматривает председательствующий и в случае согласия с замечаниями удостоверяет их правильность. По делам, рассматриваемым судьей единолично, замечания на протокол рассматриваются им самим как председательствующим.
В случае несогласия председательствующего с поданными замечаниями они вносятся на рассмотрение суда, причем председательствующий и хотя бы один из народных заседателей должны быть из числа судей, участвовавших в разбирательстве дела. В необходимых случаях вызываются лица, подавшие замечания на протокол. В результате рассмотрения замечаний суд выносит определение об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания во всяком случае приобщаются к делу. Председательствующий, единолично рассмотревший замечания на протокол и не согласный с ними, выносит мотивированное постановление об их отклонении. Замечания на протокол и постановление председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания.
Замечания на протокол должны быть рассмотрены в течение пяти дней со дня их подачи
Статья 231. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваемые судом
Суд рассматривает дела:
1) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
2) по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или на въезд в Российскую Федерацию из-за границы; дела об оспаривании нормативных правовых актов.
Суд рассматривает и другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов.
Статья 232. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений
Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судами по правилам настоящего Кодекса с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законодательством Союза ССР и РСФСР.
Дела, перечисленные в статье 231 настоящего Кодекса, кроме дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и по жалобам на действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, рассматриваются судьей единолично.
Статья 233. Подача заявления или жалобы
Избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, считающие, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением или жалобой в суд по подсудности, установленной статьями 114 - 116 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением или жалобой в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом.
Статья 234. Сроки обращения в суд и рассмотрение заявления или жалобы
Заявление или жалоба в суд могут быть поданы в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме или избирательных прав и права на участие в референдуме заявителя.
Заявление или жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) могут быть поданы в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией, комиссией референдума.
Заявление или жалоба на неправильности в списках избирателей (участников референдума) должны быть рассмотрены в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня голосования, а в день голосования немедленно.
Заявление или жалоба, поданные в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должны быть рассмотрены в пятидневный срок со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении или жалобе, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению или жалобе принимается не позднее чем в десятидневный срок.
Заявление или жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня их подачи.
Заявление или жалоба рассматриваются судом с участием заявителя, представителей соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
Решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума выносится в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления или жалобы.
Статья 235. Решение суда и его исполнение
Установив обоснованность заявления или жалобы, суд признает оспариваемые решение или действия (бездействие) незаконными, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает его нарушенные избирательные права и право на участие в референдуме в полном объеме.
Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю соответствующих избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит исполнению по правилам, указанным в части второй статьи 201 настоящего Кодекса.
Суд отказывает в удовлетворении заявления или жалобы, если установит, что оспариваемые решение или действия (бездействие) являются законными.
Статья 236. Дела по жалобам на действия административных органов или должностных лиц, рассматриваемые судом
В случаях, предусмотренных законом, суд рассматривает в порядке, установленном настоящей главой, жалобы граждан и должностных лиц на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке
Статья 237. Подача жалобы
В течение десяти дней со дня вручения постановления административных органов или должностных лиц о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке граждане или должностные лица вправе обжаловать соответствующие действия административных органов или должностных лиц в суд по месту жительства.
Подача жалобы приостанавливает взыскание в административном порядке.
Статья 238. Рассмотрение жалобы
Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела.
При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий административного органа или должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона и уполномоченным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.
В случае обращения взыскания на имущество суд обязан проверить соответствие ареста имущества требованиям закона
Статья 239. Решение суда по жалобе
Суд, установив, что требование административного органа или должностного лица незаконно, выносит решение об удовлетворении жалобы.
Если сумма наложенного штрафа превышает установленный законодательством предел, суд снижает сумму штрафа до установленного предела. Если штраф наложен без учета тяжести совершенного проступка, личности виновного и его имущественного положения, суд может снизить сумму штрафа.
Если действия административного органа или должностного лица являются законными, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Статья 239-1. Право на обращение с жалобой в суд
Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права или свободы.
Статья 239-2. Действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащие судебному обжалованию
К действиям государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:
1) нарушены права или свободы гражданина;
2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 239-3. Пределы действия настоящей главы
Не могут быть обжалованы в суд в соответствии с настоящей главой следующие действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц:
1) нормативные акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
2) акты, в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Статья 239-4. Подача жалобы
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица непосредственно в суд либо к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу.
Вышестоящие в порядке подчиненности государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права или свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа, общественной организации, должностного лица.
Военнослужащий в порядке, указанном в настоящей статье, вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия органов военного управления и воинских должностных лиц.
Жалоба на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу по основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, подается соответственно в Верховный Суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской суд, суд автономной области, суд автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
Статья 239-5. Сроки для обращения в суд с жалобой
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;
2) один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.
Статья 239-6. Рассмотрение жалобы
Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей. С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть рассмотрена судьей единолично.
Неявка в судебное заседание по неуважительной причине гражданина, подавшего жалобу, или руководителя государственного органа, общественной организации либо должностного лица, действия которых обжалуются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку указанных лиц обязательной.
В судебном разбирательстве могут участвовать должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители.
Судом должны быть исследованы материалы, представленные вышестоящими в порядке подчиненности государственным органом, общественной организацией или должностным лицом, признавшими обжалуемые действия законными, а также могут быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимые документы и иные доказательства.
Статья 239-7. Решение суда по жалобе
Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа, общественной организации или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, общественной организации или должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение суда по жалобе направляется для устранения допущенных нарушений закона или другого нормативного акта руководителю государственного органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации или должностному лицу.
Статья 239-8. Исполнение решения суда
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственного органа, общественной организации, должностного лица, которых оно касается.
Решение суда направляется государственному органу, общественной организации, должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления данного решения в законную силу.
С момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 240. Подача заявления
Заявление о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию подается соответственно финансовым отделом исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, либо исполнительным комитетом поселкового или сельского Совета народных депутатов, либо органом государственного страхования в суд по месту жительства недоимщика или месту нахождения его имущества
Статья 241. Содержание заявления
В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество недоимщика и его место жительства; закон, на основании которого гражданин привлечен к уплате соответствующих платежей, сумма платежей и сроки их уплаты; подлежащая взысканию сумма недоимки, пени и срок платежа, по которому образовалась недоимка.
К заявлению должны быть приложены: копия платежного извещения, страхового свидетельства или выписка из лицевого счета недоимщика с указанием времени вручения ему платежного документа, размера и сроков платежа; выписка из постановления общего собрания граждан о проведении самообложения и сумме самообложения; акт описи имущества недоимщика, а при отсутствии у недоимщика имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, акт об отсутствии имущества; справка от других лиц о причитающихся от них недоимщику денежных суммах при отсутствии имущества или недостаточности его для погашения недоимки
Статья 242. Рассмотрение заявления
При рассмотрении дела суд должен проверить: предусмотрен ли законом данный вид платежа; имеются ли законные основания для привлечения гражданина к данному платежу; соблюден ли органами взыскания установленный законом порядок привлечения гражданина к платежу; приняты ли во внимание органами взыскания льготы в случае, если по закону гражданин имеет право на них; соответствует ли произведенная опись имущества требованиям законодательства Союза ССР о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.
Если у суда возникнут сомнения в правильности исчисления размера платежа, он своим определением приостанавливает производство по делу и направляет материал органу взыскания для проверки. Производство по делу возобновляется после перерасчета платежа органом взыскания либо подтверждения заявления о взыскании его вышестоящим органом
Статья 243. Решение суда по заявлению
Суд, установив, что требование о взыскании недоимки является законным, выносит решение об изъятии у недоимщика имущества согласно представленному в суд акту описи, а при отсутствии имущества или недостаточности этого имущества для погашения недоимки - об обращении взыскания на денежные суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц.
Если в акт описи включено имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание, суд снимает арест с этого имущества.
Если суд установит, что требование о взыскании недоимки является незаконным, он отказывает в удовлетворении заявленного требования
Статья 244. Исполнение решения
Исполнение решения суда о взыскании недоимки производится соответствующим органом взыскания по правилам, установленным законодательством Союза ССР