Получая в ГАИ новые регистрационные документы и номерные знаки на свежекупленный автомобиль, каждый автовладелец на вопрос "К чему все это?" ответит без тени сомнения: "Без документов и знаков никак нельзя… За это штрафуют!" Но вряд ли скажет что-либо вразумительное, если задастся вопросом: "А почему, собственно, перед продажей автомобиля документы и знаки необходимо сдавать?"
Разрешил сей кроссворд Верховный суд Российской Федерации: намедни он установил, что автовладельцы вовсе не обязаны… снимать машины с учета перед их продажей!
Рассматривая частную жалобу, судьи положили на одну чашу весов Гражданский кодекс РФ, а на другую - постановление Правительства России от 12 августа 1994 года №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств…" и Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД. И выяснили, что Гражданский кодекс уверенно перевешивает абзац 2 пункта 3 первого из указанных документов и пункт 3.1 второго документа, которые обязывают собственника автомобиля снимать его с учета в МРЭО перед продажей.
Признав такое требование органов ГИБДД противозаконным, суд установил, что оно не соответствует нормам ГК, регулирующим основания возникновения и прекращения права собственности. И, стало быть, исполнению не подлежит!
Столь важное решение, впрочем, давно уже лежало на поверхности. Ведь и правда: регистрация автомобиля в МРЭО - это лишь свидетельство того, что органами ГИБДД автомобиль допущен к участию в дорожном движении. Именно поэтому собственник или водитель автомобиля, не зарегистрированного в установленном законом порядке и, стало быть, не имеющий права использовать автомобиль, за управление им может быть оштрафован. Иначе говоря: есть обязанность - есть и ответственность за ее неисполнение. Но нет никакой ответственности за неисполнение обязанности по снятию с учета! Стало быть, если регистрация автомобиля необходима его владельцу, то снятие с учета для последующей продажи, мены или дарения надобно исключительно… ГАИ. И в таком случае исключительно ГИБДД о нем должна позаботиться!
Механизм совершения регистрационных действий с учетом сенсационного решения Верховного суда России до конца пока неизвестен: в Постановление Правительства РФ №938, Правила регистрации и Правила дорожного движения еще предстоит внести соответствующие поправки. Однако уже можно предположить, что собственнику автомобиля Иванову будет вполне достаточно заключить договор купли-продажи и передать свое железное имущество новому владельцу - Петрову. Последний до постановки автомобиля на учет сможет предъявлять сотрудникам ДПС регистрационные документы на автомобиль, свидетельствующие, что вчера еще автомобиль принадлежал Иванову, и договор купли-продажи, подтверждающий, что отныне он принадлежит Петрову.
Органы МРЭО по месту жительства Петрова, в которые он рано или поздно явится, дабы на основании договора купли-продажи зарегистрировать автомобиль, у него отберут документы Иванова, снимут регистрационные номерные знаки и выдадут новые. А затем сами сообщат в МРЭО по месту жительства Иванова, что он от автомобиля избавился и, стало быть, в картотеке с него эту обузу (в его, разумеется, отсутствие) следует снять.
Оценить столь прогрессивное решение суда на практике еще только предстоит. Но уже сейчас ясно: поскольку граждан, снующих по МРЭО в попытке снять свой автомобиль с учета, примерно половина от числа всех сюда входящих, Верховный суд принял деятельное участие в значительном сокращении гаишных очередей. Ведь отныне в ГАИ по месту учета автомобиля не будут толпиться те, кто машину продает.
"Самый гуманный в мире", таким образом, лишний раз показал, что сокращение очередей в органах МРЭО возможно не за счет создания системы "одного окна", "двух дверей", "трех коридоров" и перехода на изнурительный (на грани подвига!) круглосуточный режим работы, а исключительно за счет сокращения числа мелькающих в этих окнах ненужных бумажек и лишних обязанностей, возлагаемых на замордованного нелепыми инструкциями автовладельца…