Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (извлечения)


Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав частью первой статьи 245 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г.

Об отстранении от управления транспортным средством, освидетельствовании на состояние опьянения и задержании транспортного средства см. также приказ МВД РФ от 23 марта 1993 г. N 130

Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями четвертой, пятой и седьмой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания.

Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельстваванию в установленном порядке на состояние опьянения.

Направление указанных лиц на освидетельствование на состояние опьянения и проведение их освидетельствования производятся в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

Задержание транспортного средства производится должностным лицом органов внутренних дел, а также должностным лицом военной автомобильной инспекции при совершении водителем или другим лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Российской Федерации, административных правонарушений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 114 настоящего Кодекса.

Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.

Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав частью седьмой статьи 245 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г.

Порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения - местными органами исполнительной власти.

Примечание. Под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав статьей 246 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г.

Статья 246. Обжалование административного задержания, досмотра и изъятия вещей и документов

Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.

Глава 20
Лица, участвующие в производстве
по делу об административном правонарушении


Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного по выбору указанного лица; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 - 40.24, 46.1, 49, частью четвертой статьи 56.1, частью четвертой статьи 56.2, частью второй статьи 56.3, частью второй статьи 57.1, частью второй статьи 84.5, частью второй статьи 84.6, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 - 165.3, 165.5, 165.8, 166.1, 167, 171.1 - 171.3, 183 - 183.3 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы Российской Федерации или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.

Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна.

Статья 248. Потерпевший

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения

Статья 249. Законные представители

Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Статья 250. Защитник и представитель

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.".

Статья 251. Свидетель

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Статья 252. Эксперт

Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.

Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

З) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) присутствовать при рассмотрении дела.

Статья 253. Переводчик

Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

Статья 254. Суммы, подлежащие выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам

Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд см. Инструкцию, утвержденную постановлением СМ РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245

Глава 21
Рассмотрение дел об административных правонарушениях


Статья 255. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешает следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;

3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

Статья 256. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 111.1 - 111.4, 114 - 121, 123, 124 настоящего Кодекса, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 160 и частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя.

Административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя.

Законодательством Союза ССР и РСФСР может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении.

Статья 257. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола (постановления) об административном правонарушении и других материалов дела.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 44, 153, 158, частями первой, второй и третьей статьи 162 и статьями 165 - 165.3, 165.5 настоящего Кодекса, рассматриваются в течение суток; предусмотренных статьями 137, 146.3 - 146.5, 150, 150.2, 150.3, 151, 165.10, 165.11 и 166.1 настоящего Кодекса, - в течение трех суток; предусмотренных статьями 46.1 и 49 настоящего Кодекса, - в пятидневный срок; предусмотренных статьями 93 - 95, 146, 156, 165.6 настоящего Кодекса, - в семидневный срок.

Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Статья 258. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.

Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Статья 259. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации, трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 260. Протокол заседания коллегиального органа

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором указываются:

1) дата и место заседания;

2) наименование и состав органа, рассматривающего дело;

3) содержание рассматриваемого дела;

4) сведения о явке лиц, участвующих в деле;

5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела;

7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

Статья 261. Постановление по делу об административном правонарушении

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление Исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение органами (должностными лицами), перечисленными в пунктах 1 - 4 статьи 194 настоящего Кодекса, одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, о мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об административном правонарушении либо постановление оформляется иным установленным способом.

Статья 262. Виды постановлений

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела производством.

Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 настоящего Кодекса.

Статья 263. Объявление постановления по делу и вручение копии постановления

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему.

Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

По делам о нарушении таможенных правил и о контрабанде копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 159 и частями первой и второй статьи 173 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, копия постановления направляется соответствующему предприятию, учреждению или организации для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользования огнестрельным оружием.

Статья 264. Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности

Орган (должностное лицо), рассматривающий дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 49, 117, 120, 124, 151, 158, 160, 160.2, частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, доводит до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя, а статьями 191 и 192 настоящего Кодекса - до сведения руководителя предприятия, учреждения, организации, колхоза и учебного заведения по месту работы (учебы) о наложенном на него взыскании. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, о принятом решении доводится также до сведения администрации предприятия, учреждения, организации или органа внутренних дел, направивших в суд протокол о мелком хищении.

Должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 43, 103 - 113, 116, частями первой и второй статьи 126, частью первой статьи 127, частями первой, второй и третьей статьи 128, статьей 130 настоящего Кодекса, доводят до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства злостного нарушителя о наложенном на него взыскании.

Статья 265. Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить органу (должностному лицу), внесшему предложение, о принятых мерах.

Глава 22
Обжалование и опротестование постановления
по делу об административном правонарушении


Статья 266. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П часть вторая статьи 266 КоАП РСФСР, как исключающая возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки, признана не соответствующей Конституции РФ

Постановление районного (городского) народного суда или судьи о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР.

Статья 267. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего в течение десяти дней со дня вынесения указанного решения может быть обжаловано в районный суд.

Жалоба направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган (должностному лицу), которые правомочны в соответствии с настоящей статьей ее рассматривать и которым она адресована.

Статья 268. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление или потерпевшего, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Статья 269. Принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Статья 270. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания, предусмотренных статьями 26 и 32 настоящего Кодекса, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Статья 271. Срок рассмотрения жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством СССР.

Статья 272. Рассмотрение жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

Hosted by uCoz