Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает, что Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) внесена глава 28 "Транспортный налог", вступающая в силу с 1 января 2003 года.
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и принятыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законами о транспортном налоге, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для введения транспортного налога с 1 января 2003 года закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 года.
При разработке и в процессе рассмотрения проектов законов о транспортном налоге в целях соблюдения положений главы 28 "Транспортный налог" НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рекомендует управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации активно осуществлять взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с главой 28 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге должны быть определены следующие элементы налогообложения: налоговая ставка, порядок и сроки уплаты.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки транспортного налога должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) в отношении ставок по налогу, предусмотренных в пункте 1 данной статьи НК РФ, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, при которой уплата налога производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.
Пункт 3 статьи 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категорий и срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.
Например: для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 рублей за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцированна:
- по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);
- по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет).
Закон субъекта Российской Федерации может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.
Необходимо обратить внимание на то, что не могут устанавливаться индивидуальные налоговые льготы.
При установлении налоговых льгот должна быть четко определена та категория налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств.
НК РФ предусмотрено, что уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.
Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.
Обращаем внимание, что недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.
Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.
Кроме того, по водным и воздушным транспортным средствам установлены иные правила прохождения технического осмотра, нежели для автотранспортных средств.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, до 1 февраля текущего календарного года.
Учитывая, что транспортный налог является новым в налоговой системе России и для осуществления администрирования данного налога налоговым органам необходимо провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах, а также то, что обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогового уведомления, необходимо, чтобы сроки уплаты налога для физических лиц были установлены не ранее 1 мая (текущего налогового периода - для уплаты авансовых платежей, и следующего календарного года - для окончательной уплаты налога).
Считаем целесообразным уплату транспортного налога производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что срок представления налоговой декларации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, для обеспечения возможности осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля в части своевременности представления налоговой декларации законом субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть предусмотрен срок ее представления в налоговые органы.
Считаем целесообразным установление данного срока не позднее даты представления в налоговые органы сведений о зарегистрированных транспортных средствах, т.е. не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
В случае, если, вводя налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определили форму отчетности по налогу, то также должны быть определены отчетные периоды и сроки ее представления по окончании отчетного периода.
МНС России поручает представить в МНС России (в Управление ресурсных платежей) информацию о проводимой работе и принятых законах субъектов Российской Федерации о транспортном налоге (в том числе копии законов или их проектов) по состоянию на 1 ноября, 1 декабря 2002 года и 1 января 2003 года по электронной почте по адресу: mns121@nalog.ru.
Действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
Н.АРИСТАРХОВА