ГОСТ 23457-86

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    1. Общие положения.
    2. Правила применения дорожных знаков.
         2.1. Общие требования
         2.2. Предупреждающие знаки
         2.3. Знаки приоритета
         2.4. 3апрещающие знаки
         2.5. Предписывающие знаки
         2.6. Информационно-указательные знаки
         2.7. Знаки сервиса
         2.8. Знаки дополнительной информации (таблички)
    3. Правила применения дорожной разметки.
         3.1. Общие требования
         3.2. Горизонтальная разметка
         3.3. Вертикальная разметка
    4. Правила применения дорожных светофоров.
    5. Правила применения дорожных ограждений и направляющих устройств.
         5.1. Общие требования
         5.2. Дорожные ограждения
         5.3. Направляющие устройства

4. Правила применения дорожных светофоров.

4.1. Группы, типы, исполнения дорожных светофоров, виды и расположение их сигналов должны соответствовать требованиям ГОСТ 25695-83 (справочное приложение 3).

4.2. Дорожные светофоры должны применяться для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

4.3. Транспортные светофоры типа 1 должны применяться для регулирования движения транспортных средств на перекрестках во всех направлениях, установленных дорожными знаками и (или) дорожной разметкой, с соблюдением требований приоритета в соответствии с Правилами дорожного движения.

4.3.1. Светофоры исполнений 1.1.1-1.1.3, 1.1.16, 1.1.17 должны применяться в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях на данном подходе к перекрестку.

Допускается применение светофоров данных исполнений и в особых случаях - на железнодорожных переездах (по согласованию с МПС), пересечениях с трамвайными линиями, сужениях проезжей части и т. п.

4.3.2. Светофоры исполнений 1.1.4-1.1.15 должны применяться для раздельного пропуска транспортных потоков в определенных направлениях с одного подхода к перекрестку в исключительных случаях, если в конкретных условиях по техническим или экономическим соображениям невозможно использование светофоров типа 2.

Допускается использовать вместо светофоров исполнений 1.1.13-1.1.15 соответствующие светофоры исполнений 1.1.4-1.1.9.

4.4. Транспортные светофоры типа 2 должны применяться для регулирования движения в определенных направлениях в тех случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). В этом случае каждому направлению движения транспортных средств должен соответствовать свой светофор.

Использование светофоров типа 2 предпочтительней, чем светофоров типа 1.

4.5. Транспортные светофоры типов 1 и 2 с сигналами диаметром 300 мм исполнений 1.1.3. 1.1.6, 1.1.9, 1.1.12, 1.1.15, 1.1.17, 1.2.3, 1.2.6, 1.2.9, 1.2.12, 1.2.15, 1.2.18 должны применяться:

на магистральных дорогах и площадях;

на дорогах с максимально допустимой скоростью движения более 60 км/ч:

в неблагоприятных условиях видимости.

Светофоры исполнений 1.1.2, 1.1.5, 1.1.8, 1.1.11, 1.1.14, 1.2.2, 1.2.5, 1.2.8, 1.2.11, 1.2.14, 1.2.17 должны устанавливаться со стороны второстепенных дорог перед пересечениями в вышеперечисленных условиях.

Светофоры типов 1 и 2 прочих исполнений должны применяться во всех остальных случаях.

4.6. Совместное применение транспортных светофоров типов 1 и 2 на одном подходе к перекрестку допускается, когда транспортные потоки, регулируемые соответствующими светофорами, отделены друг от друга приподнятыми островками или разделительными полосами.

4.7. Транспортные светофоры типа 3 должны применяться в качестве повторителей сигналов светофоров типа 1 при затруднении их видимости водителем первого транспортного средства, остановившегося у стоп-линий на крайней полосе проезжей части данного направления.

Допускается применять эти светофоры для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения дороги велосипедной дорожкой.

4.8. Транспортные светофоры типа 4 должны применяться для регулирования въезда на отдельные полосы проезжей части.

4.9. Транспортные светофоры типа 5 должны применяться только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе. В других случаях для регулирования движения этих видов транспортных средств должны использоваться транспортные светофоры типа 1 или 2.

4.10. Транспортные светофоры типа 6 должны применяться для регулирования дорожного движения через железнодорожные переезды, разводные мосты, причалы паромных переправ, в местах выезда на дорогу специальных транспортных средств.

4.11. Транспортные светофоры типа 7 должны применяться для обозначения нерегулируемых перекрестков или пешеходных переходов.

4.12. Транспортные светофоры типа 8 должны применяться для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций и т. п. и при временном сужении проезжей части, когда организуется попеременное движение по одной полосе.

Допускается использование в этих случаях транспортных светофоров типов 1 или 2.

4.13. Пешеходные светофоры типов 1 и 2 должны применяться для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог.

На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

4.14. Транспортные светофоры типов 1, 2 и пешеходные светофоры должны устанавливаться при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий.

Условие 1. В течение 8 ч (суммарно) рабочего дня недели интенсивность движения транспортных средств не менее указанной в табл. 4.

Таблица 4.

Количество полос движения в одном направлении Интенсивность движения транспортных средств, ед./ч
Главная
(более за­груженная) дорога
Второстепенная (менее загруженная) дорога По главной дороге в двух направлениях По второстепенной дороге в одном, наиболее загру­женном направлении
1 1 750 75
670 100
580 125
500 150
410 175
380 190
2 и более 1 900 75
800 100
700 125
600 150
500 175
400 200
2 и более 2 и более 900 100
825 125
750 150
675 175
600 200
525 225
480 240


Условие 2. В течение 8 ч (суммарно) рабочего дня недели интенсивность движения не менее:

600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой 1000 ед./ч) по главной дороге в двух направлениях;

150 пешеходов пересекают проезжую часть в одном, наиболее загруженном направлении в каждый из тех же 8 ч.

Для населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тыс. чел. нормативы по условиям 1 и 2 составляют 70 % указанных.

Условие 3. Условия 1 и 2 одновременно выполняются по каждому отдельному нормативу на 80 % и более.

Условие 4. За последние 12 мес на перекрестке совершено не менее трех дорожно- транспортных происшествий, которые могли бы быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации (например, столкновения транспортных средств, движущихся с поперечных направлений, наезды транспортных средств на пешеходов, переходящих дорогу, столкновения между транспортными средствами, движущимися в прямом направлении и поворачивающими налево со встречного направления). При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80 % или более.

4.15. Необходимость введения светофорного регулирования, осуществляемого светофорами типов 1 и 3 в месте пересечения дороги и велосипедной дорожки, должна рассматриваться в случае, если велосипедное движение имеет постоянный характер, а его интенсивность превышает 50 велосипедистов в час.

4.16. Транспортные светофоры типов 1, 2 и пешеходные светофоры допускается применять и в случаях, не предусмотренных пп, 4.14 и 4.15, при соответствующем технико- экономическом обосновании.

4.17. Целесообразность введения реверсивного регулирования с использованием транспортных светофоров типа 4 должна рассматриваться при одновременном наличии следующих условий:

интенсивность движения транспортных средств в часы пик составляет более 500 ед./ч на полосу движения в более загруженном направлении;

суммарная интенсивность движения транспортных средств в более загруженном направлении превышает интенсивность встречного движения более чем на 500 ед./ч;

указанная неравномерность движения систематически изменяется по направлениям в течение суток или по дням недели;

проезжая часть дороги имеет три и более полосы движения в обоих направлениях.

4.18. Необходимость установки транспортных светофоров типа 6 на железнодорожных переездах определяется соответствующей нормативно-технической документацией, утвержденной МПС.

4.19. Транспортные светофоры типа 7 должны применяться при следующих условиях:

не обеспечена видимость опасного участка на расстоянии, достаточном для остановки транспортного средства при движении со скоростью, допустимой на предыдущем участке дороги, и

интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на обозначаемом участке составляет более 50 % от норм для условий 1 и 2 п. 4.14.

4.20. При наличии на дороге нескольких проезжих частей, предназначенных для движения в одном направлении и отделенных друг от друга разделительными полосами, для регулирования движения по каждой из них должен применяться самостоятельный светофор (черт. 19).

4.21. Размещение дорожных светофоров (кроме транспортных типа 3 и пешеходных) должно обеспечивать видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. В противном случае должны предварительно устанавливаться дорожные знаки 1.8 «Светофорное регулирование».

Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры исполнений 1.1.4-1.1.15 должны быть оборудованы экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами и выступать за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.

Размещение транспортных светофоров типа 3 должно обеспечивать видимость их сигналов водителем первого транспортного средства, остановившегося перед дорожным знаком 5.33 «Стоп-линия» или дорожной разметкой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.

Размещение пешеходных светофоров должно обеспечивать видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны пересекаемой проезжей части дороги.

4.22. Светофоры должны устанавливаться на специальных колонках, кронштейнах, прикрепляемых к существующим опорам или стенам зданий, на консольных или рамных опорах, а также подвешиваться на тросах-растяжках.

Специальные колонки и опорные элементы консольных или рамных опор должны располагаться вне проезжей части дороги или быть ограждены от возможного наезда на них транспортных средств.

4.23. Высота установки светофоров от нижней точки корпуса до поверхности проезжей части (см. черт. 19) должна составлять:

для транспортных светофоров (кроме типа З):

при расположении над проезжей частью - от 5,0 до 6,0 м;

при расположении сбоку от проезжей части - от 2,0 до 3,0 м;

для транспортных светофоров типа 3 - от 1,5 до 2,0 м;

для пешеходных светофоров - от 2,0 до 2,5 м.

При установке на одной опоре с транспортными светофорами типов 1, 2 пешеходные светофоры не должны располагаться выше них.

На протяжении одной дороги высота установки светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.

4.24. Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м (см. черт. 19).

При обеспечении видимости сигналов пешеходного светофора допускается его удаление от края проезжей части до 5,0 м.

4.25. Расположение светофоров относительно стоп-линии должно обеспечивать распознаваемость их сигналов водителями первых, стоящих у нее, транспортных средств (черт. 20).

Расстояние в горизонтальной плоскости от транспортных светофоров до стоп-линии на подходе к регулируемому участку должно быть не менее 10,0 м при установке их над проезжей частью и не менее 3,0 м при установке сбоку от проезжей части. Допускается уменьшать указанные расстояния соответственно до 5,0 и 1,0 м при использовании светофоров типа 3.

Расстояние в горизонтальной плоскости от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1,0 м (см. черт. 20).

4.26. Светофоры не должны устанавливаться на расстоянии менее 1,0 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.

4.27. Транспортные светофоры должны размещаться в соответствии со следующими вариантами, предпочтительность использования которых для различных типов и исполнений светофоров указана в табл.5:

а - перед перекрестком справа от проезжей части;

б - перед перекрестком над проезжей частью;

в - перед перекрестком слева от проезжей части, на разделительной полосе, направляющем островке, или островке безопасности;

г - перед перекрестком слева от дороги. Вариант может применяться на дорогах с односторонним движением транспортных средств. При двустороннем движении вариант допустим пои числе полос встречного движения не более двух, при этом светофоры должны размещаться на консольных опорах;

д - на территории перекрестка слева на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности пересекающей дороги;

е - на территории перекрестка справа на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности пересекающей дороги;

ж - за перекрестком, на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности;

з - за перекрестком слева от дороги;

и - за перекрестком справа от дороги.

Варианты ж, з, и могут применяться только в случаях, если расстояние между стоп- линией и светофором не превышает 25 м.

Таблица 5

Исполнение
светофора
Назначение
светофора
Предпочтительность размещения светофора по вариантам
а б в г д е ж з и
1.1.1-1.1.3,
1.8.1, 1.8.2
Основной
Дублирующий
1
-
-
6
-
1
-
2
-
3
-
-
-
4
-
5
-
-
1.1.4-1.1.6 Основной
Дублирующий
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
-
-
-
-
2
1.1.7-1.1.9 Основной
Дублирующий
-
-
-
-
1
-
2
-
3
1
-
-
4
2
5
3
-
-
1.1.10-1.1.12 Основной
Дублирующий
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
2
-
-
1.1.13-1.1.15 Основной
Дублирующий
1
-
-
-
-
1
-
2
-
3
-
-
-
4
-
5
-
-
1.1.16, 1.1.17 Основной
Дублирующий
-
-
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.2.1-1.2.3 Основной
Дублирующий
11
-
2
11
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.2.4-1.2.6,
1.2.10-1.2.12
Основной
Дублирующий
1
-
-
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.2.7-1.2.9,
1.2.13-1.2.15
Основной
Дублирующий
-
-
3
12
1
-
2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.2.16-1.2.18 Основной
Дублирующий
1
-
-
2
-
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.3.1, 1.3.2,
1.3.4
Основной 1 - - - - - - - -
1.1.3 Основной - - 1 - - - - - -
1.4.1 См. п.4.30                  
1.5.1, 1.5.2 Основной 13 2 - - - - - - -
1.6.1-1.6.4,
1.7.1-1.7.4
Основной 14 - - - - - - - -

Примечания:
1"Вариант используется при отсутствии на данном подходе к перекрестку светофоров исполнений 1.2.4-1.2.6."
2"Может применяться только при использовании вариантов виг размещения основного светофора."
3"При регулировании движения трамваев, следующих по обособленному полотну, допускается размещение в междупутье."
4"Допускается устанавливать один светофор типа 7 на центральном островке или подвешивать его над центром перекрестка."

4.28. Допускается установка транспортных светофоров типа 2 над каждой соответствующей полосой движения, если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) последовательность сигналов для этих полос.

Светофоры типа 2 допускается оборудовать табличкой белого цвета с изображением черной стрелки, указывающей направление движения, которое регулируется данным светофором. Табличка должна иметь форму квадрата со стороной 400 мм (см. черт. 19).

4.29. Транспортные светофоры типа 3 должны размещаться под соответствующими светофорами исполнений 1.1.1-1.1.12.

В случае использования светофоров типа 3 для регулирования движения велосипедистов они должны быть установлены справа от велосипедной дорожки на расстоянии от 0,4 до 1,5 м и снабжены табличкой белого цвета с черным символом велосипеда, соответствующего ГОСТ 10807- 78. Табличка должна иметь форму квадрата со стороной 200 мм.

4.30. Транспортные светофоры типа 4 должны устанавливаться в начале регулируемой полосы над ней и повторяться таким образом, чтобы расстояние между этими светофорами обеспечивало видимость водителями транспортных средств сигналов не менее двух последовательно установленных светофоров.

4.31. Пешеходные светофоры должны размещаться на тротуарах с обеих сторон проезжей части. При наличии островка безопасности или разделительной полосы - н на них, если число полос движения в одном направлении более четырех.

Пешеходными светофорами должны быть оборудованы все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

4.32. Транспортные светофоры типов 1, 2 и 8 следует дублировать, если движение, регулируемое этими светофорами, осуществляется по двум и более полосам и в конкретных условиях невозможно обеспечить выполнение требования распознаваемости сигналов в соответствии с п. 4.25.

При наличии светофоров типа 3 светофоры исполнений 1.1.1-1.1.9 дублировать не следует. Транспортные светофоры типа 2, расположенные над проезжей частью, не дублируются.

4.33. Все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров типа 4), должны работать во взаимозависимых режимах.

Любой светофорный объект, входящий в систему координированного регулирования движения, должен иметь возможность работать в индивидуальном автоматическом режиме, независимо от работы других светофорных объектов.

4.34. При работе светофоров должна соблюдаться следующая последовательность включения сигналов:

в транспортных светофорах типов 1-3 - красный - красный с желтым - зеленый - желтый - красный ... Допускается применять последовательности: красный - зеленый - желтый -красный ..., красный-желтый-зеленый- желтый-красный...,

в транспортных светофорах типов 4, 8 - поочередное включение красного и зеленого сигнала в соответствии с рабочим режимом объекта;

в транспортных светофорах типа 5 - в соответствии с режимом работы светофорного объекта и направлением движения транспортных средств общего пользования;

в транспортных светофорах типов 6 и 7 - попеременное включение двух мигающих сигналов (мигание одного сигнала в светофоре исполнений 1.6.3, 1.6.4, 1.7.3, 1.7.4);

в пешеходных светофорах, установленных на пешеходных переходах, где пропуск транспортных и пешеходных потоков осуществляется в разные такты регулирования (бесконфликтное регулирование) - поочередное включение красного и постоянного зеленого сигналов в соответствии с рабочим режимом объекта;

в пешеходных светофорах, установленных на пешеходных переходах, где пропуск транспортных и пешеходных потоков осуществляется одновременно (конфликтное регулирование) - поочередное включение красного и мигающего зеленого сигналов в соответствии с рабочим режимом объекта. На таких пешеходных переходах при использовании управляющей светофорами аппаратуры, которая не обеспечивает подачу зеленого мигающего сигнала, допускается не устанавливать пешеходные светофоры вплоть до замены аппаратуры. В этом случае пешеходы должны информироваться о возможности пересечения проезжей части транспортными светофорами.

4.35. Режим работы светофорной сигнализации с использованием транспортных светофоров типов 1-3, 8 и пешеходных светофоров должен предусматривать мигание зеленого сигнала в течение 3 с непосредственно перед его выключением.

Допускается отсутствие мигания зеленого сигнала на светофорных объектах, управляемых аппаратурой, которая не позволяет осуществить такой режим, вплоть до ее замены.

Для информирования водителей о времени, оставшемся до окончания времени горения зеленого сигнала, допускается применение цифровых табло.

4.36. При регулировании движения транспортными светофорами исполнений 1.1.4-1.1.15 недопустимо постоянное действие какой-либо комбинации сигналов (например, красный сигнал с сигналом дополнительной секции).

4.37. Режим работы светофорного объекта должен предусматривать перевод работы транспортных светофоров типов 1-3 в режим желтого мигания в периоды резкого и продолжительного спада интенсивности движения, если это не противоречит требованиям безопасности движения.

Hosted by uCoz