3.1.1. Номера и изображение разметки приведены в справочном приложении 2.
3.1.2. При разметке дорог ширина полосы движения должна приниматься с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения не должна быть менее 3,0 м; допускается уменьшение ширины полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений на режим движения.
3.1.3. На цементобетонных покрытиях при попадании продольной линии разметки, разделяющей потоки попутного направления, на продольный шов допускается ее нанесение рядом со швом с левой стороны по ходу движения, а разделяющей потоки встречного направления - с любой стороны.
3.1.4. Разметка может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными знаками и светофорами.
3.2.1. В горизонтальную разметку входят линии, надписи, стрелы и другие обозначения, наносимые на усовершенствованное дорожное покрытие.
3.2.2. В населенных пунктах горизонтальная разметка должна применяться на скоростных
и магистральных дорогах, а также других дорогах, по которым проходят маршруты
общественного пассажирского транспорта; вне населенных пунктов - на дорогах,
имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 1000
авт./сут1 и более.
Примечание1: "Здесь и далее размерность авт./сут (авт./ч) применяется к интенсивности, измеряемой в натуральных (физических) транспортных единицах, размерность ед./сут (ед./ч) - к интенсивности, измеряемой в приведенных транспортных единицах. Коэффициенты приведения принимают согласно действующим строительным нормам и правилам"
Допускается нанесение разметки на других участках дорог, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
3.2.3. Разметка 1.1 должна применяться в следующих случаях.
1. Для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях:
на участках дорог с необеспеченной видимостью (см. табл. 1), где зоны с видимостью
менее допустимой2
(A и Ai) перекрывают друг друга (участок В) (черт. 1);
Примечание2: "На участке дороги с ограниченной видимостью могут быть две зоны, где видимость менее допустимой (см. табл. 1), одна из которых наблюдается при движении в одном направлении, а другая - при движении в другом направлении"
на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50 м, а также на примыкающих к ним участках с переменным радиусом. При этом на дорогах, имеющих две полосы, разметка должна наноситься так, чтобы было выдержано отношение ширины внутренней полосы к внешней в соответствии с табл. 3. На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение сохраняется для крайних полос, а средняя полоса в этом случае должна использоваться как разделительная;
перед перекрестками, видимость на которых не соответствует требованиям действующих
строительных норм и правил и при интенсивности движения по пересекающей дороге 50
авт./сут и более не менее чем за 20 (40)3 м
от разметки 1.12, 1.13 шли края пересекающей
проезжей части (черт. 3, 4, 9);
Примечание3: "Здесь и далее первое число используется для разметки на дорогах c допускаемой скоростью движения 60 км/ч и менее, второе, в скобках - более 60 км/ч"
перед железнодорожными переездами от ближнего рельса до разметки 1.12 и на расстоянии 100 м от разметки 1.12;
в местах, где запрещен обгон всем транспортным средствам;
Радиус по внутренней кромке проезжей части, м | 10-15 | 15-20 | 20-30 | 30-50 | 50 |
Отношение ширины внутренней полосы проезжей части к ширине внешней полосы | 1.4 | 1.3 | 1.2 | 1.1 | 1.0 |
перед препятствием (опора путепровода, островок безопасности, бордюр и т. п.), находящимся ближе 0,3 м от границы полосы движения, либо сужающим полосу, а также при уменьшении числа полос в данном направлении с наклоном к оси не более 1:20 (1:50) (переходная линия). Перед переходной линией должна наноситься разметка 1.1 параллельно оси проезжей части на расстоянии 20 (40) м от начала отклонения (черт. 6);
перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками при интенсивности движения более 3000 авт./сут.
2. Для обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления движения:
перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами не менее чем за 20 (40) м от разметки 1.12 или 1.13 (черт. 4, 5);
при необходимости выделить на проезжей части полосу для транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (черт. 12).
3. Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, остановочные площадки и т. п.) (черт. 7, 13).
4. Для обозначения границ стояночных мест транспортных средств (черт. 8). При этом минимальные размеры одного стояночного места при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части должны быть 2,5Х7,5 м для легковых и 3,0 и 10,0 м для грузовых автомобилей, а при параллельном размещении автомобилей по отношению друг к другу - соответственно 2,5Х5,0 м и 3,0Х7,0 м.
5. Для обозначения края проезжей части (краевая линия) на дорогах, при ширине проезжей части более 6,5 м и не обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» (черт. 13).
Разметку следует наносить на расстоянии 0,2 м от края проезжей части.
При наличии бордюра краевую линию допускается не наносить, за исключением опасных участков дорог.
3.2.4. Разметка 1.2 должна применяться для обозначения края проезжей части (краевая линия) на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль».
Разметку следует наносить на расстоянии 0,2 м от края проезжей части.
3.2.5. Разметка 1.3 должна применяться для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия)' на дорогах, имеющих четыре и более полос движения в обоих направлениях (черт. 4,5).
3.2.6. Разметка 1.4 должна применяться на участках дорог, где запрещена остановка транспортных средств.
Разметку следует наносить на расстоянии 0,1 м от края проезжей части или по верху бордюра (черт. 8).
3.2.7. Разметка 1.5 должна применяться для:
разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы движения в обоих направлениях (черт. 1-3, 5, 6, 8, 9, 11, 13), кроме случаев, указанных в пп. 3.2.3 и 3.2.13;
обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления движения (черт. 4, 5, 6, 9, 10-12), кроме случаев, указанных в пп. 3.2.3 и 3.2.13.
3.2.8. Разметка 1.6 должна применяться для обозначения приближения (линия приближения) к разметке 1.1 или 1.11, разделяющей транспортные потоки противоположных (черт. 1-3, 5, 6) или попутных (черт. 4, 5, 9) направлений, и наноситься на расстоянии не менее 50 (100) м перед ними.
3.2.9. Разметка 1.7 должна применяться для обозначения полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или подчеркнуть границу полосы движения (черт. 3, 4, 9, 12).
3.2.10. Разметка 1.8 должна применяться для обозначения границы между полосой разгона или торможения и основной полосой движения (черт. 10). При этом ширина разметки должна быть 0,4 м па автомагистралях и 0,2 м на других дорогах.
3.2.11. Разметка 1.9 (реверсивная линия) должна применяться для:
обозначения границ полос движения, предназначенных для реверсивного регулирования (черт. 11);
разделения транспортных потоков противоположных направлений на участках дорог, где используется реверсивное регулирование f при выключенных реверсивных светофорах).
3.2.12. Разметка 1.10 должна применяться на участках дорог, где необходимо запретить стоянку транспортных средств (черт. 8). Разметку следует наносить на расстоянии 0,1 м от края проезжей части или по верху бордюра.
3.2.13. Разметка 1.11 должна применяться для разделения транспортных потоков противоположных или попутных направлений (барьерная линия) при необходимости запрещения перестроения транспортных средств из одной полосы в другую.
Разметка 1.11, применяемая для разделения потоков противоположных направлений, должна наноситься на участках дорог с ограниченной видимостью, в том числе на подъемах и спусках. Разметка 1.11 в таких местах сплошной линией должна быть обращена в сторону полосы, из которой необходимо запретить выезд на полосу встречного движения (черт. 1,2).
Допускается применять разметку 1.11 для разделения потоков противоположных направлений перед обозначенными пешеходными переходами, пересечениями с велосипедной дорожкой, перекрестками при интенсивности движения менее 3000 ед./сут на расстоянии не менее 20 (40) м от них, а также перед железнодорожными переездами на расстоянии 100 м от разметки 1.12, при этом разметка 1.11 сплошной линией должна быть обращена в сторону полосы, по которой движение осуществляется в сторону указанных участков дорог (черт. 5).
Разметка 1.11, применяемая для разделения транспортных потоков попутных направлений, должна наноситься:
на участках подъемов, где в сторону подъема движение осуществляется по двум полосам, на расстоянии не менее 50 м от вершины подъема и 30 м за ней. В этом случае разметка 1.11 сплошной линией должна быть обращена в сторону крайней правой полосы;
на многополосных участках дорог для запрещения перестроения в крайнюю левую полосу, по которой организовано движение транспортных средств с повышенным пределом скорости;
в других случаях, когда необходимо исключить возможность перестроения на соседнюю правую или левую полосу движения, выделить участки в разметке 1.1-1.3 для обозначения мест перестроения или разворота транспортных средств, для обозначения мест въезда на прилегающую территорию и выезда из нее (черт. 5, 8, 9, 12, 13).
Длина штриха и промежутка между штрихами разметки 1.11 должна быть такой же, как у предшествующей ей линии приближения 1.6, а при ее отсутствии может быть уменьшена соответственно до 0,9 и 0,3 м.
3.2.14. Разметка 1.12 (стоп-линия) должна применяться перед перекрестками при наличии дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами (черт. 3-5, 12).
В местах, где движение регулируется светофором, стоп-линию следует наносить с учетом обеспечения видимости сигналов светофора водителями остановившихся транспортных средств. При этом расстояние от стоп-линий до границы пересекающей проезжей части или наземного пешеходного перехода не должно превышать 10 м при расположении светофоров над проезжей частью и 3 м - сбоку от проезжей части.
Допускается уменьшать указанные расстояния соответственно до 5 и 1 м при наличии светофора типа 3.
На железнодорожных переездах стоп-линию следует наносить на расстоянии не менее 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - на расстоянии не менее 10 м от ближнего рельса (черт. 5).
3.2.15. Разметка 1.13 должна применяться для обозначения места остановки транспортных средств при наличии знака 2.4 «Уступите дорогу» (черт. 9).
3.2.16. Разметку 1.12 и 1.13 допускается наносить как сразу по всей ширине проезжей части данного направления движения, так и отдельно по каждой полосе движения (черт. 3, 9).
Разметку 1.12 и 1.13 следует наносить под прямым углом к оси полосы движения, возможно ближе к пересекающей проезжей части (разметку 1.12 - не менее 1 м перед ней или перед наземным пешеходным переходом).
3.2.17. Разметка 1.14 должна применяться для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Ширина размечаемого пешеходного перехода устанавливается с учетом интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час, но не менее 4 м.
Разметка 1.14.1 и 1.14.2 должна применяться на нерегулируемых пешеходных переходах. При ширине пешеходного перехода менее 6 м следует применять разметку 1.14.1, а при ширине 6 м и более - разметку 1.14.2 (черт. 3). Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 должны наноситься параллельно оси проезжей части.
Разметка 1.14.3 должна применяться на пешеходных переходах, где движение регулируется светофором (черт.4).
3.2.18. Разметка 1.15 должна применяться для обозначения пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью (черт. 9).
Расстояние между двумя рядами прямоугольников, образующих разметку 1.15, должно быть равно ширине велосипедной дорожки.
3.2.19. Разметка 1.16.1-1.16.3 должна применяться для обозначения направляющих островков, при этом разметку 1.16.1 следует применять в местах разделения транспортных потоков противоположных направлений, разметку 1.16.2 - в местах разделения транспортных потоков одного направления (черт. 10) и разметку 1.16.3 - в местах слияния транспортных потоков (черт. 9). На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1-1.16.3 допускается выполнять в соответствии с черт. 7.
3.2.20. Разметка 1.17 должна применяться для обозначения мест остановок транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, и стоянок легковых такси, за исключением обособленных от основной проезжей части остановочных площадок. Протяженность разметки 1.17 должна определяться с учетом количества одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств, но не менее 30 м для остановок троллейбусов, автобусов и 20 м для стоянок такси.
3.2.21. Разметка 1.18 должна применяться для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам (черт. 4, 9, 10, 12). При этом должно последовательно наноситься 2 (3) или более стрел с расстоянием между ними от 20 до 30 м. Основание стрелы, ближайшей к перекрестку, должно быть на уровне начала разметки 1.1, разделяющей потоки попутных направлений движения.
Разметка с изображением тупика должна наноситься перед пересечениями дорог с проезжими частями, разделенными бульваром, либо широкой разделительной полосой, когда поворот на ближайшую проезжую часть запрещен. Данная разметка не наносится, если ширина бульвара или разделительной полосы позволяет нанести стрелы без изображения тупика в соответствии с условиями, приведенными в настоящем пункте.
3.2.22. Разметка 1.19 должна наноситься в местах, где уменьшается число полос движения в данном направлении, или в сочетании с разметкой 1.6 перед разметкой 1.1 или 1.11, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений при ограниченной видимости (пп. 3.2.3 и 3.2.13) (черт. 1, 2, 5, 6, 9). При этом должно последовательно наноситься 2 (3) или более стрел с расстояниями между ними 15, 30, 45 м и т. д. (30, 60, 90 м и т. д.).
3.2.23. Разметка 1.20 должна применяться для обозначения приближения к разметке 1.13 и наноситься на каждой полосе движения.
Расстояние между основанием треугольника разметки 1.20 и разметкой 1.13 должно составлять от 2 до 10 м (от 10 до 25 м) (черт. 9).
3.2.24. Разметка 1.21 должна применяться в сочетании с разметкой 1.12, если установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», и наноситься на каждой полосе движения.
Расстояние между разметкой 1.21 и 1.12 должно составлять от 2 до 10 м (от 10 до 25 м) (черт. 3).
3.2.25. Разметка 1.22 должна применяться в сочетании с разметкой 1.18 для обозначения номера дороги или маршрута в тех случаях, когда дорога пересекается с другой дорогой равной или более высокой категории, либо когда маршрут в месте пересечения с другой дорогой меняет свое направление.
Разметка 1.22 должна наноситься посередине каждой полосы движения, соответствующей направлению маршрута, перед перекрестками и за ними.
Разметка с буквой «Е» должна применяться на дорогах, в установленном порядке предназначенных для международного движения.
Разметка 1.22 должна наноситься на расстоянии 1,0 м от разметки 1.18 (черт. 10).
3.2.26. Разметка 1.23 должна наноситься на полосы, обозначенные знаком 5.9 и предназначенные для движения только транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (черт. 12).
Разметку 1.23 допускается наносить на полосы торможения на остановочных пунктах транспортных средств общего пользования (черт. 13).
Разметка 1.23 должна наноситься по оси полосы движения основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств. В начале полосы на расстоянии 10 м от границы пересечения проезжих частей наносится первая разметка, а через 20 м - вторая.
Разметку 1.23 следует повторять после остановочного пункта общественного транспорта, расположенного далее 50 м от перекрестка.
На перегоне длиной более 200 м разметку 1.23 следует повторять через 200 м. В зависимости от конкретных условий данное расстояние может быть изменено.
3.2.27. На дорогах общегосударственного и республиканского значения ширина линий разметки 1.1, 1.3-1.7, 1.9-1.11, 1.17, а также граничных линий разметки 1.16.1-1.16.3 должна быть 10 см, на других дорогах, а также в населенных пунктах - 8 см.
3.2.28. Для надписей, не предусмотренных ГОСТ 13508-74 и являющихся дополнительным средством информации, не вводящим каких-либо ограничений (названия населенных пунктов, маршрутов следования и т. п.), должны применяться буквы высотой 1,6 (4) м. Размеры основных элементов букв могут выбираться с учетом размеров элементов цифр по ГОСТ 13508-74.
3.3.1. В вертикальную разметку входят линии н обозначения, наносимые на элементы опор мостов, путепроводов, торцевые поверхности порталов тоннелей, на парапеты, ограждения, бордюры и другие дорожные сооружения и элементы оборудования дорог с целью повышения их видимости участниками дорожного движения.
3.3.2. Разметка 2.1 должна применяться для обозначения вертикальных элементов дорожных сооружений, расположенных в пределах обочины или находящихся на расстоянии менее 1,0 м от края проезжей части при наличии тротуара или разделительной полосы, а также в других случаях, когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств (черт. 14-17).
При большой ширине вертикальной поверхности допускается размечать только ближайший к проезжей части край на ширину 0,5 м, а при большой высоте- на высоту 2,0 м (черт. 17).
3.3.3. Разметка 2.2 должна применяться для обозначения нижнего края пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов при расстоянии от него до покрытия дороги менее 5,0 м. Разметку наносят над серединой каждой полосы, по которой осуществляется движение в сторону дорожного сооружения (черт. 14-16).
Допускается нанесение разметки 2.2 на пролетных строениях по всей ширине проезжей части, по которой осуществляется движение в сторону сооружения.
3.3.4. Если разметку 2.1 или 2.2 невозможно нанести непосредственно на поверхность дорожных сооружений, она должна выполняться на щитах, прикрепляемых, к этим сооружениям, или устанавливаемых непосредственно перед ними.
3.3.5. Разметка 2.3 должна применяться для обозначения круглых тумб в случаях, когда они располагаются на разделительных полосах или островках безопасности (черт. 18).
Белые полосы разметки 2.1-2.3 на участках дорог, не имеющих искусственного освещения, допускается выполнять из световозвращающих материалов.
3.3.6. Разметка 2.4 должна применяться для обозначения расположенных в пределах дорожного полотна направляющих столбиков, надолб, опор ограждений, стоек дорожных знаков и т. п. (черт. 18).
Нижний конец черной полосы разметки 2.4 должен быть обращен в сторону проезжей части.
3.3.7. Разметка 2.5 должна применяться для обозначения боковых поверхностей начала дорожных ограждений (на протяжении не менее 10 м)', установленных на прямых участках дорог, а также по всей длине ограждений на развязках в разных уровнях, кривых в плане с радиусом менее 50 м, крутых спусках (черт. 18).
3.3.8. Разметка 2.6 должна применяться для обозначения боковых поверхностей дорожных ограждений во всех других случаях, кроме установленных п. 3.3.7 (черт. 18}.
Ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4-2.6, должны иметь световозвращающие элементы. Эти элементы должны быть справа по направлению движения красного цвета, а слева - белого или, что более предпочтительно, желтого. Плоскость световозвращающего элемента должна быть по возможности перпендикулярной к направлению движения транспортных средств.
3.3.9. Разметка 2.7 должна применяться для обозначения поверхности возвышающихся островков безопасности, бордюров на кривых в плане с радиусом менее 50 м, в местах сужения дороги и на других опасных участках (черт. 17, 18).
Размеры элементов разметки 2.7 черного и белого цветов соответственно следует принимать: для островков безопасности - 0,2 и 0,4 м, для бордюров -0,5 и 1,0 (1,0 и 2,0) м.