[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
За период, прошедший после Жопика, в моей жизни, конечно же, появлялись женщины, пардон, автомобили. Моя специальность (геофизика) подразумевает проведение геофизических поисков в полевых условиях. Аппаратуру мы возим на автомобилях. А в полевых условиях обычно ГАИ не наблюдается. Поэтому, узнав, что я могу управлять автомобилем, мне эпизодически доверяли то подъехать до скважины, то свозить повара в поселок за продуктами, то … Да мало ли было причин. Там я попробовал ездить на ГАЗ-51. Там же узнал и что такое ЗИЛ-157. Там познал и более экзотические транспортные средства, такие как АТЛ (артиллерийский тягач легкий), тяжелый трактор С-100 и даже посидел за рычагами трелевочного трактора.
Весной 1973 года я, наконец-то, получаю свои первые (и единственные) права с категорией В.
На летнюю производственную преддипломную практику в 1973 году мы с моим другом Колей Распутиным остались при кафедре в Свердловском горном институте. Руководство нами было поручено некоему аспиранту Владимиру Павловичу Бакаеву. Одно из первых поручений аспиранта состояло в том, что необходимо перегнать ЗИЛ-157 с базы СГИ в п.Верхняя Сысерть к месту работ в г.Асбест. Отсутствие достаточного опыта езды на таком автомобиле, наличие лишь категории В не дающей права управлять ЗИЛом, Бакаева не волновало. Он даже не дал нам техталон автомобиля и не выписал путевки. А мы были абсолютно спокойны, т.к. и не знали, что в пути нужны какие-то документы на машину.
Собственно знакомство с Тараканом, как мы с Колей окрестили автомобиль, было очень эпизодическим (3 дня, 2 поездки) и я не стал бы его выделять, но…
Во-первых, эти две поездки были столь насыщенны событиями, что одну из них я затем встретил в Интернете и обязательно помещу здесь на сайте в разделе Истории ("Как мы с Колей ЗИЛ перегоняли"), а вторую, скорей всего вы сможете найти там же ("Как я начальника в Шеелит возил").
Во-вторых, в дальнейшем судьба опять свела меня с этим автомобилем на долгие 4 года.
В период первого знакомства восхитила мощь автомобиля, наличие компрессора, при помощи которого можно было на ходу изменять давление в шинах, проходимость и даже способность разгоняться до 80 км/час. Из недостатков я отмечал …. лишь слабый аккумулятор, который постоянно садился и заводить Таракана приходилось с помощью заводной ручки.
Основные же впечатления от этого автомобиля сформировались в период нашей второй встречи.
Назад
В 1977 году волею судеб я стал очным аспирантом кафедры рудной геофизики Свердловского горного института. Как я уже упоминал, специальность моя связана с проведением исследований в полевых условиях (полем в данном случае называется не сельскохозяйственная площадь, а период времени предназначенный для проведения исследований физических свойств горных пород в естественном залегании). Для проведения исследований в полевой период нам нужны автомобили для того, чтобы доставить в труднодоступные места аппаратуру для исследований. Если измерения проводятся в скважинах, то на автомобилях помещаются лебедки с помощью которых измерительная аппаратура перемещается по стволу скважины.
Мне, как аспиранту, для проведения полевых работ был выделен и выдан автомобиль УАЗ-452А, называемый в просторечии буханка или батон. Автомобиль был в ужасном состоянии. Были выбиты все стекла (кроме лобового, которое придавалось к автомобилю отдельно), двигатель разукомплектован (отсутствовали трамлер, карбюратор, куча всякой мелочевки), не работали тормоза (как же они будут работать без лягушки?), передок помят. Денег на ремонт не выдавалось, оплачивался лишь бензин при наличии путевых листов, подтверждающих пробег автомобиля. Не давалось гарантии, что автомобилем можно будет пользоваться более одного сезона. Предлагалось отремонтировать автомобиль за свой счет и сезон поездить. А дальше видно будет.
Так как автомобиль на подобных условиях передавался мне не первому, то предыдущие владельцы не считали должным образом заботиться о нем, ремонтируя что-нибудь капитально (у предыдущего владельца, например, при скорости 70 км/час открутился от раздатки и едва не выпал кардан)
Мне дважды повезло с этим автомобилем. Во-первых, мне удалось отстоять его на все три года обучения в аспирантуре. А во-вторых, с помощью этого автомобиля я подружился с замечательным человеком Володей Деминым (ныне покойным), которого я вначале принял водителем (про Володю есть своя история - "Как мы с Володей в Тюмень ездили").
В свете вышеописанного автомобиль получил имя Пенелопа (ласково Пеня), как ждущая своего Одиссея, который бы полюбил ее по-настоящему.
Тем не менее, за все время так и не удалось довести машину до нормального состояния. Период общения запомнился чередой замен задних и передних мостов (3 задних и 2 передних), неоднократным ремонтом, а затем заменой коробки передач, заменой раздатки, частым ремонтом стартера, многочисленных ремонтов двигателя, а в заключение его капремонтом. На обеих парах ступиц (передних и задних) конструктивно слабые шпильки, которые имели обыкновение ломаться в самые неподходящие моменты.
Не понравилась мне проходимость автомобиля. Пеня, при двух включенных мостах, вполне могла забуксовать в лесу на дерне. Устойчивость ее на дороге оставляла желать лишнего. Пару раз на ровном месте я попадал в заносы, которые лишь по чистой случайности не закончились серьезным ДТП. Пеня упорно не хотела заводится в морозы. Обычно процедура пуска включала в себя, прогрев паяльной лампой поддона и мостов, заливка горячей воды в радиатор, в течении получаса работа пусковой рукояткой. Печки слабоваты для объема автомобиля, поэтому зимой в нем ужасно холодно. Машина с претензией на легковую, но в лучшем случае, развивает скорость 90 км/час при крейсерской 60-70 км/час. Двигатель чрезвычайно прожорлив, - средний расход бензина составлял 20 л на 100 км при очень большом расходе масла.
В качестве плюса можно отметить хорошую работу двигателя в теплый период. Я не помню, чтобы двигатель закипел в самую жаркую погоду, в самых напряженных условиях работы (нам много приходилось ездить по карьерам, что сродни езде по горным дорогам).
Возможно в следующих выпусках этой модели были внесены конструктивные изменения.
Расстался я с Пеней без особого сожаления, возможно даже с облегчением, но никогда не жалел о общении с ней, т.к. получил от нее достаточно много пользы, как лично (опыт общения с ней был бесценен), так и для написания диссертации (хотя за время, которое я потратил не Пеню, можно было написать еще одну диссертацию :-) ), так и для моей семьи.
Насколько я слышал, через пару лет Пеню списали.
Назад