[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
Для проведения полевых измерений мне был предоставлен в дополнение к Пенелопе мой старый знакомец ЗИЛ-157 по имени Таракан. В укрепленной сзади будке две трети занимала мощная лебедка для опускания и подъема из скважины измерительного устройства. В оставшейся одной трети размещалась наземная часть измерительной аппаратуры (регистрирующая и самопишущая).
Планировалось, что водителя для этого автомобиля я буду нанимать. На самом же деле с водителями Таракану (а может мне?) не особенно везло. Поэтому управлять этим мощным транспортным средством очень часто приходилось мне. На мое счастье я ни разу не был остановлен инспектором ГАИ, поэтому, развращенный безнаказанностью, управлял этим монстром довольно часто и активно, а ездить приходилось преимущественно по карьерам, дороги в которых зачастую бывали сложнее горных серпантинов.
Для управления Тараканом необходимо было находится в хорошей физической форме (однажды на работу водителем попросилась молодая женщина; т.к. с документами у нее все было нормально (в ВУ имелась категория С), то после долгих уговоров я ее принял, но… на второй день она на работу не вышла, а послала с нарочным документы и ключи и попросила считать ее заявление о приеме недействительным). Педаль сцепления была настолько тугой, что после трудового дня левая нога гудела, как у футболиста левши пробившего 300 пенальти подряд. О гидроусилителе в период конструирования автомобиля еще не слышали. Управление было очень тяжелым и, мало того, что в конце дня руки чувствовали себя не лучше, чем после плотной тренировки в тренажерном зале, - при езде по неровной дороге, в карьере прекрасно ощущалась обратная связь "колеса-руль" и при наезде на какое-либо препятствие, стенку колеи, либо просто камень руль норовил вырваться из рук; да не просто норовил, а вырывался, при этом спицы руля со всего маху били по рукам, в окрестностях Таракана какое-то время висели непечатные выражения, а я постоянно ходил с выбитыми пальцами.
Что вызывало уважение, - это проходимость, которую можно было повысить из-за возможности изменять давление в шинах не покидая кабины.
В жару Таракан вел себя неважно, - двигатель частенько закипал, бензонасос отказывался работать. Впрочем, бензонасосы, - это беда всего отечественного автомобилестроения. Я не знаю отечественной автомашины того времени, чтобы у нее в жару нормально работал бензонасос.
Поражала прожорливость автомобиля. Временами расход топлива доходил до 50 л на 100 км. Поэтому, даже в те времена почти халявного бензина, талоны на который можно было купить почти у каждого профессионального водителя за символические деньги, на Таракане ездили только в случае крайней необходимости.
Особых поломок я не припомню. Из наиболее серьезных, - пару раз пробивало головку блока. Другие, - рвался ремень генератора, барахлил бензонасос и частые проблемы с бензопроводом, - из-за множества соединений постоянно где-нибудь подсасывало воздух.
Назад