[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
На второй год аспирантуры мне предложили пополнить мой автомобильный парк автобусом. Собственно, от автобуса у данного автомобиля был только кузов, по типу КАВЗовского. Маркировка на капоте (да и записи в документах) свидетельствовали, что это автомобиль марки ЗИС, дальнейших цифр просто не помню.
На автомобиле, похоже, не ездили лет двадцать. Ну... или десять. Тем не менее восстановление нам хватило дня: заменили свечи, продули цилиндры (погоняли их с залитым в свечные отверстия маслом), поставили новый карбюратор (из-за отсутствия такой детали в составе двигателя), настроили момент зажигания и двигатель, немного почихав, завелся и начал издавать звуки характерные для автомобилей ГАЗ-51.
Треть кузова занимал лебедочный отсек, где находилась, как это следует из названия, лебедка, - не такая мощная, как на Таракане, но содержащая метров 300 кабеля (у Таракана до 900 м). Оставшаяся часть салона мало напоминала пассажирский автобус, так как содержала стол для аппаратуры, стойку для нее же, пару крутящихся (как за стойкой бара) табуреток для операторов и лавку-сундук вдоль стены. Впереди находилась пара сидений, каждое из которых содержало по паре откидных сидушек, так что при желании можно было в первом ряду находится вшестером, что немало изумило бы любого инспектора ГАИ, повстречайся он на нашем пути. Я сейчас уже не помню, давала ли мне право управлять данным автомобилем моя категория В, но и в этом случае, мы как-то благополучно оказывались на дорогах в разное время с ГАИ.
Наше воображение разглядело в профиле "морды" автобуса сходство с древней египетской красавицей (напомню, что до выхода фильма "Клеопатра" на экраны нерушимого Союза оставалось еще около пяти лет), из-за чего она получила это имя. В просторечии мы звали ее просто Клепа.
Клепа была полноприводной, т.е. плюс к коробке скоростей имелась и раздаточная коробка, позволяющая при необходимости включать передний мост. Дополнительно имелся вал отбора мощности для привода скважинной лебедки.
Когда мне предлагали Клепу, то честно сказали, что у автомобиля отсутствует карбюратор. Я не помню, какой там был двигатель, но карбюратор от ГАЗ-51 подошел как родной.
Скоростные качества нашей Клеопатры были невысоки, - крейсерская скорость порядка 50-60 км/час, но это не мешало нам использовать ее, наряду с производственными выездами на измерения, для дальних поездок, например, в выходные на челябинские озера за 150 км.
Этот автомобиль занимал промежуточное положение между Тараканом и Пенелопой. Поэтому использовался тогда, когда по каким-либо причинам нельзя было ехать на Пене (например, в период ее очередного из многочисленных ремонтов). Запомнился следующий эпизод. Надо было ехать по какой-то причине в Свердловск. Завожу Пеню, включаю заднюю скорость и… рычаг переключения передач перестал выполнять свою функцию. Отвинчиваю три болта крепления его, достаю и обнаруживаю, что сломался один из рычагов. Закрываю Пеню, завожу Клепу и еду на ней.
Каких-либо проблем Клепа нам не доставляла. Запомнилась абсолютная неприспособленность автомобиля к работе в зимних условиях. Но мы зимой на ней практически не ездили.
Проездив на Клепе два полевых сезона, я благополучно вернул верную подругу на базу кафедры в Верхней Сысерти.
P.S. Уже когда этот материал висел в Иннете, один их читателей сообщил мне, что летом 1993 года Клепа до сих пор чувствовала себя отлично, хотя ее и нещадно эксплуатировали в период практики на базе, совершая на ней поездки в местный клуб, в магазин за продуктами и т.п.
Назад